Ни один город на территории современной Беларуси не переживал такой яркий взлет на протяжении каких-то 300 лет, а потом бесславное угасание и запустение. Город, который еще в начале 12 века называли «Иерусалимом русских земель», к середине 20 века чуть не стал обычной деревней. Когда возник Туров неизвестно, единственно, что неоспоримо — это то, что городу больше 1000 лет и за право древности он вполне может поспорить общепризнанными центрами цивилизации первого тысячелетия: Киевом, Полоцком и Новгородом. Исторически Туров связывают с казненным в Киеве легендарным князем Туром.
Туров — крестился раньше Киевской Руси
Однако есть, основания предполагать, что первоначально на месте Турова, уже в 965 году стоял православный монастырь, основанный византийскими духовниками княгини Ольги примерно в 965 году. Князь Тур со своей дружиной основал в этом месте небольшой форт, и общение с монахами так благотворно подействовало на него, что жестокий речной разбойник решил креститься и построить на земле давшей ему прозрение, город Туров.
Первоначально город включал в себя полсотни домов, княжеское подворье, невольничью площадь и торговые ряды. Все это было обнесено высокой деревянной стеной. На противоположном берегу реки был посад и строения мужского Андреевского монастыря, который являлся первым мужским монастырем на территории Киевской Руси и окрестных земель.
В монастыре была большая библиотека византийских и древнегреческих рукописей. Неизвестно, что произошло в мозгах норвежского князя, ведь Тур, как и полоцкий правитель Рогволд принадлежал к роду Инглингов, скандинавской королевской династии известной с первого века нашей эры и был племянником Бьёрна Морехода норвежского конунга 10 века. Но Тур начал читать святые книги, заложил в Турове две православные церкви, где-то в 978 году, на 10 лет ранее крещения Руси, крестил своих детей и свою дружину.
Принятие христианства ослабило князя как воина и он был убит вместе с сыном в Киеве на переговорах с князем Владимиром, которого православная церковь канонизировала. Хотя в данном случае великомучеником был Тур, так как его в Киеве убили тогда язычники, до крещения Руси оставалась три года.
Византийское подворье в Турове
После смерти Тура и его приближенных киевские князья купили лояльность туровской варяжской дружины серебром, наместником в Турове всегда сидел кто-нибудь из сыновей киевского князя. Сюда высылали из Киева попавших в опалу бояр и служивых людей. Здесь была крайняя северная точка византийских торговцев, которые через Туров вели торговлю с Полоцкой землей, Новгородом, Скандинавией, Польшей и Чехией.
В городе круглый год находилась крупная византийская община, которая сильно увеличилась после приезда в ссылку в Туров византийской принцессы Варвары (Ирины) Комнин вместе со всем двором. По мнению археологов вскрывавших культурные слои археологических раскопок в Турове, византийцы заселяли целый квартал в городе, и их численность могла достигать до 700 человек, вместе с наёмной дружиной норвежских викингов, находящихся на службе византийского императора.
Возможно, с этим и связан расцвет Турова, как духовной столицы всех окрестных земель в XII — XIII веках. В столице небольшого княжества находилось почти 70 церквей и 4 монастыря, имелась своя святыня — Туровский Крест. О нём не так много известно. Он, скорее всего, был сделан из дерева и украшен золотом и драгоценными камнями и был привезен византийской принцессой, как подарок императора Алексея Комнина I православным Туровской Земли.
В него были заложены мощи самых почитаемых святых православной церкви Дмитрия Солунского и Спиридона Тримифунского. Византийская принцесса Варвара (Ирина) основала в Турове и Пинске женские монастыри, которые на долгие годы стали центром просвещения среди женщин, места ссылки и утешения. В самом Турове строится белокаменный храм по всем византийским канонам и несколько церквей поменьше. Рядом с храмом находится епископское подворье. Православных епископы туровские поначалу были родом из Греции, а позже их назначал киевский митрополит.
Наследие Кирилла Туровского
Несмотря на свою святость и тысячи паломников княжество постоянно воевало. После Тура им вначале правили Рюриковичи потом полоцкие Рогволдовичи. После изменения торговых путей и отъезда большей части византийцев Туров начинает терять позиции богатого торгового города и окончательно превращается в духовный цент, где основное население обслуживает церкви и монастыри. Здесь существует богатая библиотека и своя школа летописцев.
В 11 веке в одном из монастырей создано рукописное Туровское Евангелие самый древнейший список на территории бывшего СССР. В середине 12 века туровским епископом стал Кирилл Туровский, личностью неординарной и активной. Он писал книги и проповеди, вёл активную политическую деятельность, в частности вступил в конфронтацию с владимирским князем Андреем Боголюбским, причем умудрился проклять и его и епископа владимирского Феодора. Оставил после себя более 30 произведений, что для 12 века является чудом.
Город продолжал развиваться как духовный центр, едущие на богомолье паломники по доходам заменяли купцов. Но в 1230 году случилось непонятное явление. На сейсмоустойчивой белорусской земле случилось мощное землетрясение, и настолько значительное, что все каменные постройки Турова, включая центральный храм, просто сложились. Многие туровчане в этом заподозрили кару божью и бежали в соседние города Мозырь и Пинск. С этого момента город начал пустеть. Великолепные каменные храмы никто не спешил восстанавливать, а паломники не спешили приезжать в место, где все святыни разрушены. В этой неразберихе пропадает и основная святыня Турова — крест со святыми мощами.
О тайнах туровских каменных крестов, саркофагов и иконных миниатюр мы расскажем в следующей статье.