Выберите язык: Russian English German French Polish Chinese (Simplified)
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестская трагедия 1941 года
22 июня, вечер, немцы сгоняют бойцов РККА для отправки в лагерь

Брестская трагедия 1941 года

Коренные брестчане, иногда, любят говорить фразу: из города-героя Бреста, не задумываясь о том, что в свое время Верховный Совет специально подчеркнул, что звание героя присваивается непосредственно старой крепости, а не городу, в отличии от остальных населенных пунктов СССР. Так что такого произошло в пограничном Бресте, что советское руководство приняло решение основать уникальное звание «Крепость-герой», только чтобы не давать звание города-героя Бресту.

Немцы вошли в город уже к 6.30 утра

Немцы вошли в город уже к 6.30 утра

В довоенном Бресте находилось множество частей РККА и НКВД

За знаменитой героической обороной старой цитадели не афишируется тот момент, что Брест стал единственным из областных городов СССР, который был взят под контроль немецкими войсками, практически без сопротивления к полудню 22 июня 1941 года.

Это особо удивительно, ведь город был насыщен частями Красной Армии и подразделениями НКВД. Брест в довоенное время имел довольно завидный казарменный фонд. Кроме больших казарм Брестской крепости, в городе находилось три военных городка, построенных еще армией Польши. Накануне Отечественной Войны в Южном городке располагалась 22 танковая дивизия 14 механизированного корпуса и 40 автомобильный полк, более 12000 человек, 300 танков и большое количество орудий и минометов. Интендантский городок был отдан полку железнодорожных войск НКВД и курсам сержантов НКВД. В Северном городке находились части корпусного подчинения 28 стрелкового корпуса; артиллерийские полки, разведывательный, саперный и батальон связи, зенитно-артиллерийские дивизионы.

Большое количество военных в городе не помогло его защитить

Большое количество военных в городе не помогло его защитить

Кроме того, в городе находилось областное управление НКВД, областной и городские военкоматы, военная комендатура, почти полтысячи командированных в Брест командиров, школа авиационных техников, окружная школа младших политруков, штаб пограничного отряда с механизированным батальоном пограничных войск НКВД.

Вдоль государственной границы, вблизи города Бреста, находились многочисленные доты 62 укрепленного района. По мемуарам бойцов и командиров 18 пулеметного батальона большинство крупных современных бетонных укреплений были оборудованы артиллерийскими орудиями и пулеметными установками. Всего в городе, не считая войск размещенных в Брестской Крепости, находилось более 25000 бойцов и командиров с большими запасами оружия, боеприпасов, ГСМ и обмундирования.

Была реальная возможность организовать оборону Бреста

ыла реальная возможность организовать оборону Бреста

Также в Бресте находились оружия бывшей польской армии, захваченные в Бресте в 1939 году. Всего, по документам немецкой трофейной службы, на складах в Бресте находилось более 30000 винтовок, 1000 пулеметов и 280 минометов польского производства.

Трусость руководства области и советских генералов привела к трагедии

И вся эта масса войск, с большим количеством вооружения, уже к 12 часам дня покинула Брест. Во времена хрущевской оттепели публиковались некоторые интересные мемуары бойцов и командиров, встретивших 22 июня 1941 года в самом Бресте. Из них можно было узнать, как в шесть утра город покидали на мотоциклах броневиках генералы: командиры дивизий и корпусов. В 5.30 утра железнодорожный узел покинул бронепоезд № 58, на котором спешно уезжали по направлению к Минску; 1 секретарь Брестского обкома КПБ, капитан НКВД Михаил Тупицин и начальник Брестского областного управления НКВД, капитан НКВД Алексей Сергеев.

Бронепоезд НКВД вместо защиты мостов эвакуировал руководство области в 5.30 утра

Бронепоезд НКВД вместо защиты мостов эвакуировал руководство области в 5.30 утра

Руководство области убегало в такой спешке, что успело только захватить своих жён, позабыв уничтожить или вывезти секретные и сверхсекретные документы. Оккупационные власти получили в своё распоряжение полные списки руководителей коммунистических организаций области, комсомольских активистов и информаторов НКВД. К шести утра в пустом еще городе не оставалось ни высшего гражданского, ни высшего военного начальства, которые бы могли на себя взять ответственность за оборону города и своей властью распечатать оружейные склады. Средние командиры действовали согласно довоенным инструкциям, по которым войска брестского гарнизона должны были сосредотачиваться в районе Жабинки, 20 километров восточнее Бреста.

Немцы к 14.00 чувствали себя хозяевами города

Долгое время считалось, что немцы так тихо совершили артиллерийский налет, что все воинские части, дислоцируемые в Бресте, были уничтожены сразу. Но документы свидетельствуют другое: К 13.00 в районе Жабинки скопилось почти 13000 бойцов и командиров, более 100 танков и 50 орудий и 350 автомобилей, выведенных из Бреста. И это без учета, что потери отступающих войск составляли почти 30% на пути от Бреста до Жабинки. Такого количества бойцов вполне хватило, чтобы долго защищать город, держа под контролем основные шоссейные и железнодорожные пути, пытаясь эвакуировать из города людей и особо ценное оборудование. Ведь немцам в Бресте достались 35 паровозов, более 1500 вагонов, 123 легковых и 988 грузовых автомобилей, 65 артиллерийских тракторов и 22 автобуса.

22 июня, вечер, немцы сгоняют бойцов РККА для отправки в лагерь

22 июня, вечер, немцы сгоняют бойцов РККА для отправки в лагерь

Брест мог обороняться долгое время

Если бы советское руководство области и генералы занялись, в первые часы войны, обороной города, то и деблокировать Брестскую крепость, в которой находилось еще 10000 солдат и офицеров, не представляло особого труда. При наличии большого сопротивляющегося гарнизона в Бресте, который бы контролировал железнодорожные пути на Хелм, Ковель, Минск, Варшаву, Белосток и автомобильные дороги на Луцк и Минск начальный этап войны мог сложиться совсем по другому. А так на весь город единственным очагом сопротивления стала оборона областного военкомата, которая была подавлена уже в 13.00.

И только Брестский железнодорожный вокзал, благодаря развитым подземным коммуникациям и некоему секретному ходу, держался целую неделю. И именно его защитники не попали в плен, а смогли воспользоваться тайным ходом и вырваться из оккупированного Бреста, когда фашистские войска уже вступили в Минск. Из-за их действий была резко на 10 дней снижена пропускная способность Брестского железнодорожного узла, так как большинство проходящих эшелонов попадали под обстрел из ручных пулеметов, ведущих огонь из подвалов. Но об позабытой ныне обороне железнодорожного вокзала, которую отметил в своих мемуарах главный диверсант III рейха мы еще напишем.

Только защитники Брестского вокзала смогли организовать оборону

Только защитники Брестского вокзала смогли организовать оборону

От паники, которую посеяли люди отвечающие оборону Бреста, прежде всего, пострадали горожане. Ведь в довоенном Бресте половина населения составляли евреи, которые оккупантами были согнаны в гетто, а затем и тотально уничтожены.

Уже в 14.00 дня Брест, который не подвергся сильным разрушениям, принял немецкий военный комендант и наступил трехлетний период оккупации города.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

Share on vk
VK
Share on facebook
FB
Share on odnoklassniki
OK
Share on twitter
Twitter
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on skype
Skype
Share on email
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники