Знаменитые будславские чудеса появились, благодаря, как это не странно, лихим людям, обитавшим в 15 веке в лесных пущах, неподалеку от Минска. Однажды местные разбойники захватили в плен следующего из Риги во Львов католического кардинала, который следовал, по каким то своим делам, с возком церковной утвари и несколькими монахами. Более двух месяцев львовский епископ был пленником разбойников и только после получения выкупа его отпустили вместе с его книгами, одеяниями и иконами.
История Будславской святыни
Церковного иерарха больше всего поразило то, что захватившие его люди не были приверженцами католической церкви, среди разбойников преобладали униаты и мусульмане, а также язычники и средневековые атеисты. Епископ решил, что его долг основать в этих местах католический монастырь, чтобы местная разборная паства приобщилась к вечному. Так как земли в пущах считались великокняжескими, то католическое духовенство уговорило великого князя Литовского Александра Ягеллончика подарить эту местность монахам бернардинцам, которые не побоялись основать здесь небольшую часовню и маленькие домики-кельи (буды) на десяток монахов в 1504 году.
Но соседство было беспокойное, лесное население отказывалась быть истовыми католиками, и периодически нападало на маленький монастырь. Положение было настолько серьезное, что дело дошло до главы ВКЛ Стефана Батория, который этот вопрос решил по-королевски. Он подарил земли рядом с монастырем королевскому ротмистру Иерониму Оскерко, и повелел тому содержать в имении десяток конных стражей, которые бы смогли защитить монахов.
К 1587 году число монахов стало приближаться к полусотне, малых келий стало не хватать, а часовня не могла вместить всех страждущих. При помощи нанятых в Слуцке и Новогрудке плотников был построен новый деревянный костел и двухэтажное здание монастыря. К 1589 году новый комплекс из пущанского дуба был возведен, оформлять внутреннее убранство прибыли резчики и художники из Львова и Вильно. Несмотря на то, что монастырь был построен из дерева, он производил впечатление на жителей окрестных деревень, именно тогда деревенька Буда стала Будславом.
С начала 17 века Будслав неразрывно связан со святым образом Божьей Матери итальянской работы, написанной предположительно живописцем Понтормо, который одно время считался придворным художником Папы Римского Климента VIII. Икона появилась в Будславе благодаря видному вельможе ВКЛ Яну Пацу, который получил ее в Риме из рук католического понтифика. Так Папа Римский отблагодарил Яна Паца за его переход от кальвинизма в католицизм.
Чудесные исцеления в Будславе
Образ Будславской Божьей Матери появился в монастырском соборе в 1613 году а уже через несколько лет прихожане заметили, что при молитве у этой иконе случаются разнообразные чудеса. Дети, молившиеся возле иконы, переставали болеть, купцы совершали выгодные сделки, девушки удачно выходили замуж. Перед иконой излечивалась слепота, эпилепсия, затягивались тяжелые раны полученные в бою. Такие свойства Будславской иконы начали притягивать в небольшой монастырь паломников от Праги до Смоленска.
А после того как перед иконой в Будславе ожил мертворожденный младенец, число желающих поклониться чудотворной иконе стало достигать нескольких сотен верующих в сутки. Особенно популярной Будславская икона Божьей Матери была у родственников, воевавших на Востоке шляхтичей. Считалось, что она может не только спасти воина от тяжелого ранения или смерти, но и помочь сбежать из плена. Большое количество, среди паломников, бывших военных армии Речи Посполитой, с богатыми дарами косвенно подтверждало эти слухи.
Наиболее известный случай был с лихим гусарским рубакой Антосем Мшаром. Его привезли из под Могилева с тяжелыми ранами и обездвиженным. Три дня его жена Ирина, молилась возле иконы, в ногах у впавшего в забытье, славного воина. И вот во время воскресной мессы, на глазах у сотен прихожан храбрый гусар открыл глаза, сел и спустя некоторое время, пошатываясь — встал на ноги. Монастырский лекарь зафиксировал, что все страшные раны, в один миг зарубцевались и покрылись тонкой розовой корочкой, а главное человек снова стал ходить и разговаривать внятно. Его счастливая жена сняла с себя все драгоценности и пожертвовала монастырю, а бесценные алмазные серьги повесила рядом с образом. И такие случаи были не единичными.
Чудотворная будславская икона
К 1632 году пожертвований скопилось настолько много, что руководство католического ордена бернардинцев приняло решение строить здесь крупный каменный монастырь с многочисленными службами. Монастырь с большим храмом — Костелом Вознесения Пресвятой Девы Марии, строился 10 лет, и уже в 1643 году был освящен. Немецкий архитектор Андрей Кромер кроме храма запланировал и построил целый комплекс строений, включая жилые корпуса, богадельню для бедных, начальную и музыкальную школу. Благодаря строительству монастыря и многочисленным паломникам развивался и сам Будслав. После антироссийских восстаний в 1830 и 1863 году, монастырь, как прячущий повстанцев был закрыт, а позже все постройки, кроме главного храма были разобраны на кирпич. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии тоже планировали разобрать, но побоялись бунта местных жителей.
Во времена БССР партийное руководство пыталось из костела в стиле виленского барокко сделать склад химикатов. Но ученые из Гродно и Минска смогли доказать гибельность такого решения.
Одна из самых главных католических святынь Беларуси — Будславская Божья матерь по-прежнему является чудодейственной. Сюда приезжают помолиться о здравии и удаче вполне успешные и самодостаточные люди.