Это сейчас городской поселок Копысь в Витебской области знаменит тем, что здесь родился первый президент Беларуси, а ведь это небольшое поселение является одним из самых старейших в стране. В 2009 году затрапезный поселок на берегу Днепра отметил своё 950-летие.

Городок на месте разбойничьей засады

Копысь возник благодаря разбойничьим повадками смоленского князя Вячеслава Ярославовича, одного из младших сыновей Ярослава Мудрого. Сын шведки, женатый на немке, князь был типичным представителем правящей элиты, так называемого древнерусского государства, поэтому благородное искусство грабежа торговых караванов, почитал за честь. Он выстроил на границах смоленского княжества мощную крепость Оршу, откуда устраивал засады на небольшие отряды и торговые караваны, идущие по Днепру. Особенно удобное место находилось в районе нынешнего городского поселка Копысь, там, на протяжении нескольких километров тянулись обширные мели, на которых себя неуютно чувствовал даже опытный рулевой. Здесь дружинники Вячеслава Ярославовича на конях и стругах и добывали деньги для смоленского княжества.

Первоначально Копысь был местом брани варяжских дружин

Полоцкое княжество и его бессменный правитель Всеслав Брячиславович, считали это посягательством на доходы и на репутацию Полоцка, как гаранта свободной и безопасной торговли на этой территории. Поэтому между 1057 и 1059 году рядом с мелями на берегу Днепра основывается небольшой воинский форт, наподобие тех, что возводили в Полоцкой земле на границе с воинственными ятвягами. Появление в этих местах постоянного полоцкого гарнизона спровоцировало ряд мелких и крупных стычек между полоцкими и смоленскими дружинниками. Хотя и с одной и с другой стороны действовали наемники-варяги.
Только через 50-80 лет основу дружин двух городов составят коренные жители этой земли — кривичи. Пограничные конфликты прекратились лишь к 1060 году, после того как в одной из таких стычек проломили голову епископу Луке Жидяте, который следовал со свитой из Киева в Новгород. После такого скандала Киев сумел надавить на Смоленск и те перестали нападать на караваны, идущие по Днепру в этих местах.

Копысь был обычным вооруженным форпостом

Перевалочный пункт для работорговцев и центр ремесел

После смерти Всеслава Брячиславовича — это место захирело, превратившись в небольшую пристань. Заново Копысь возродился при сыне Всеслава — Глебе Менском, который открыл здесь, выражаясь современным языком, пересыльный лагерь для живого товара, в городке пешие караваны угнанных пленников пересаживались на суда, следуя в Великую степь или Византию. Но в отличие от Друцка, в Копысе упор делали на обслуживании средневекового транзита. Здесь были десятки мастерских от кузнечных, до изразцовых. Редкой красоты изразцы, которые делали в Копысе, начиная с XII века, становятся вожделенным предметом для украшения княжеских палат и городских соборов. Фрагменты местных изделий обнаружены при раскопках Полоцкой Софии, Туровского детинца, Менского замчища.

Копысьские изразцы использовали и в Кремле

Наибольшего расцвета Копысь достиг в XIV — XV веках, местные изразцы делались в двух десятках мастерских, благо, что месторождение белой глины позволяло выпускать изразцы в промышленных масштабах. Но это привело к вырубке леса в окрестных лесах, что пришлось даже вмешиваться Великому князю Литовскому Витовту, и давать распоряжение местному наместнику о покупке леса вверх по течению Днепра и сплава его на плотах в Копысь. Витовт в качестве своего расположения отправил пять местных мастеров в Москву, вслед за своей дочерью, которая стала женой Великого князя Московского Василия. Там изразцы из Копыся украсили Успенский и Благовещенский соборы, царские палаты и палаты митрополита.

Расцвет и закат белорусского Мурано

Изразцы из Копыся стали основным экспортным товаром этого города, а доходы от его продаж затмили перевозную, торговую и корчемную дань. В иные летние месяцы бывало до сорока кораблей грузилось местной керамикой. Князья Острожские, которым в XV веке принадлежал Копысь, благодаря здешним мастерам значительно укрепили свою финансовую независимость. В тоже время жители города, причастные к керамическому мастерству, а причастными было большая половина населения, создали в городе достаточно зажиточную прослойку. Особенно здесь выделялись евреи, которые имели привилегии от Великих князей Литовских, ведущие торговлю местными изразцами по всей Восточной Европе.

Богатый еврей всегда вызывал чувство уязвленной справедливости, что у украинского казака, что у московского воина. Поэтому Копысь столкнулся с тем, что каждый год появлялись желающие покопаться в тайниках местных жителей. Город периодически горит, не реже двух раз в год. В это время мать малолетнего Великого князя Литовского Бона Сфорца ищет город для размещения итальянских мастеров для выплавки стекла. Рядом с Копысем венецианские стеклодувы находят необходимый песок. Местная еврейская община готова за свой счет выстроить мастерские и дома европейского образца, но требует гарантий безопасности.

Князь Константин Островский строит в Копысе современный замок

Национальный герой князь Константин Острожский выделяет деньги на ремонт старого замка и строительство трех бастионов с 15 пушками. В городе обустраивается арсенал и заводится стража из трех десятков чешских наемников. Но город от этого не стал безопаснее. Желающих разорить город становилось больше, так штурмующие стены Копыся были уверены, что если есть крепость, а значит, там есть отличные трофеи. Королевские мастера отказались жить в прифронтовом городе, и их разместили неподалеку от города Лида, где было более безопасно. Во время всех войн и конфликтов XVI и XVII веков город мастеров керамического дела страдал. Если украинские казаки в большинстве своем убивали и пытали евреев, надеясь получить сведения о тайниках, то московские воеводы были заинтересованы угнать с собой несколько толковых мастеров, чтобы в вотчине свое производство наладить и деньги получать. Наивные бояре не понимали, что кроме хороших мастеров нужна еще и специальная копысьская глина.

Но само расположение Копыся у удобной переправы сделало городок заложником боевых действий. После разрушительных войн семнадцатого столетия, пришла Северная война, и Петр I решил, что шведов ему ждать будет комфортнее в Копысе. Для оборудования позиций он разрушил все культовые постройки города, включая монастырь августинцев и большую копысьскую синагогу. В 1812 году по городу поначалу прошлись французские войска маршала Нея, а через несколько месяцев основная группировка русской армии под командованием Михаила Кутузова. В 1813 году в Копысе оставалось целыми 45 строений из 623 домов и проживало не более 500 человек.

Во времена развития капитализма в Российской Империи в городке появилось несколько десятков керамических заводов. Этому способствовало хорошая транспортная логистика города. Здесь был водный путь, железная дорога Витебск-Жлобин и несколько старинных торговых путей. Керамический кирпич, художественные изразцы, посуда поставлялись в крупнейшие города Империи.

К началу 20 века Копысь утратил черты города

Но к революции 1917 года городок окончательно захирел, так как большинство собственников столкнулись с катастрофическим снижением спроса на продукцию во время Первой Мировой войны. Деградация города усилилась с приходом Советской власти. Последний всплеск известности Копысю добавило родильное отделение местной больницы, где появился на свет первый президент Беларуси.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago