Все

Брестское направление 1941. Особый аэродром для специальной истребительной дивизии

После того как в высоких кабинетах в 1940 году было решено, что  областной центр Западной Белоруссии – Барановичи будет являться ставкой западного Фронта, начали появляться планы его прикрытия, которые генерировал наркомат обороны совместно с Генеральным штабом РККА.  Польский военный городок, доставшийся Красной Армии в не разрушенном состоянии, позволял комфортно разместиться большому  количеству бойцов и командиров. Поэтому кроме стрелковой дивизии, бригадного района ПВО, двух батальонов НКВД, город и штаб фронта должна была плану  прикрывать  истребительная авиационная дивизия.

Небольшой аэродром для польских самолетов-разведчиков

При Польской республике в Барановичах был гражданский аэродром, который находился в черте города, в километре от железнодорожного вокзала  Барановичи-Полесские. Взлетное поле представляло собой квадрат утрамбованной земли размерами 800х500 метров. Это позволяла принимать почтовые и гражданские самолеты из Бреста, Вильно, Варшавы, Риги. Аэродром использовали и военные. В 1935-1937 году здесь базировалось 6 польских самолетов-разведчиков R-XIII.

До 1939 года в Барановичах был маленький аэродром для самолетов-разведчиков.

Деятельные военные власти СССР малый аэродром с грунтовым покрытием забраковали и решили строить большой аэродром с улучшенными характеристиками взлетной полосы. Взлетное поле нового объекта занимало площадь  1.5х2 километра.  Огромный объем бетонных и строительных работ необходимо было сделать  за один год до 1 июня 1941 года. Кроме этого в Барановической области  за полтора года планировалось построить еще 13 аэродромов. Ответственное строительство было поручено  военно-строительным частям округа.

Хищения и нарушения при строительстве стратегического аэродрома

В марте 1941 года в Барановичи прибывает комиссия под руководством генерал-майора Андрея Таюрского, заместителя командующего ВВС  Западного особого военного округа и майора ГБ Павла Бегмы начальника 3 отделения (Особый отдел ГУГБ НКВД) штаба округа. Комиссия выявила значительное отставание строительства, нехватку специалистов необходимого профиля, отвратительное снабжение военно-строительных частей. В докладной записке Павлом Бегма приводится пример, что половина 2 и 4 роты 449 военно-строительного батальона одеты в лапти в связи с полным износом бракованной обуви. Такие же проблемы были с ватными куртками и нижним бельём.

В Западной Белоруссии требовались новые аэродромы

Питание бойцов  449-го военно-строительного батальона  было настолько отвратным, что интенданты из округа, не рискнули его пробовать.  В батальоне не было заключенных, а были только  призванные из запаса крестьяне Полесской и Гомельской областей.  Выяснились  схемы  занижения  оплаты организациям за автомобильный транспорт и  единоличным крестьянам за гужевой транспорт. Несмотря на то, что государство выделило на оборудование аэродрома сумму в 25 000 000 рублей,  из-за царившего воровства и приписок, срок ввода аэродрома был под угрозой.

Председатель облисполкома Семён Царенко предложил передать подряды на строительство местным  организациям и использовать оплачиваемый труд  жителей области, для борьбы с безработицей. Имея особые полномочия, председатель комиссии добился этого. Сразу же увеличилось количество работающих специалистов, вдвое выросло количество подвод и автомобилей участвующих в стройке.  И в результате к 1 июня 1941 года аэродром был готов, также было построено кирпичное здание штаба и две казармы из кирпича. Остальные здания были сборные из дерева.

Командир дивизии был знаком с наркомом Берией по Грузии.

Особая дивизия с особым командиром

На огромном аэродроме должна была базироваться 60-ая истребительная авиационная дивизия. Её уникальность в том, что она состояла из целых пяти авиационных полков, которых планировалось  вооружить новыми самолетами. К июлю 1941 года дивизия могла насчитывать 250-300 самолетов Як-1 и Миг-3. Командиром 60-ой дивизии стал полковник Захарий  Татанашвили, соратник наркома НКВД СССР Лаврентия Берии по подавлению антисоветского  мятежа в Грузии в 1924 году. В сентябре 1924 года молодой летчик  Захарий Татанашвили доставил на своём самолете начальника особого отдела Закавказской армии Лаврентия Берию из Тифлиса в Гори, в условиях непригодных для полёта.

Необходимо было большое количество истребительных полков

Усиленная дивизия с лучшими самолетами и опытными летчиками должна была не только прикрывать город с расположенным в нём штабом фронта, но и сопровождать гостей высокого уровня из Москвы.  Аэродром планировалось  оснастить ангарами для самолетов и собственными крупными ремонтными мастерскими для моторов и вооружения.

Новые самолеты для дивизии должны были прибывать первоначально в Оршу, куда и направлялись летчики и техники из действующей армии, а так же выпускники летных и технических училищ. На 15 июня 1941 года в Орше для 60-ой истребительной авиадивизии начали  формироваться 186, 187, 188, 189 истребительные авиаполки. В Бобруйске формировался радиотехнический батальон, в Вилейке батальон охраны.

На большом аэродроме были только У-2

Ремонтные службы планировалось обеспечить специалистами, призванными Барановическим военкоматом. К 18 июня в Барановичи прибыло управление дивизии и штабная эскадрилья из нескольких самолетов У-2. Первые самолеты из Орши ожидались 24-го июня. Политотдел дивизии готовил к встрече пилотов праздничный концерт, так как в этот же день ожидалось прибытие командующего ВВС Западного особого военного округа генерал-майора Копца. О первых днях войны и роли Барановического аэродрома в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago