Зимняя пора для предков современных белорусов была знаменательна одним языческим праздником – днем зимнего солнцестояния. Праздник, который олицетворял рождение нового солнца, а значит и наступление последующего сельскохозяйственного года. Позже, с принятием христианства, языческое торжество утратило свое первоначальное значение, обратившись в празднование рождения Иисуса Христа. В наши дни Колядки справляются с 6 по 19 января.
В преддверии праздника соблюдался строгий пост на протяжении полутора месяцев. Тогда следовало ограничивать себя в пиршестве, тщательно вымыться в бане и очистится духовно. Запрещались шумные веселья. Торжественный ужин начинался 6 января, с появлением первой звезды на небе.
К праздничному столу готовились заранее. Главным блюдом Колядок считалась кутья – символ семейного единения, а также взвар – напиток из сухофруктов. Все готовить должна была одна женщина, при этом запрещалось пробовать кушанье. Хозяйки стремились к изобилию мясных яств, символизирующих достаток. Богатый ужин сулил сытый наступающий год. Перед праздником убирались жилища и дворы, покупались новые наряды и обувь.
При праздновании Коляд, с заходом солнца, прекращались хозяйские хлопоты. Юноши и девушки собирались на вечерние забавы. Под музыку устраивались танцы с играми, загадками, песнопениями. Молодёжь ходила в гости к соседям, облачившись в праздничные народные убирания.
Неотъемлемой частью Колядок были гадания незамужних девушек на суженого. Именно в ночь перед Рождеством можно было загадать самые сокровенные желания и заглянуть в будущее. Среди холостых девиц было распространено гадание: нужно снять сапог и перекинуть его через голову, за хату. В каком направлении будет нос сапога, там и живет суженый.
На само Рождество – 7 января, поздравляли своих крестных детей и дарили им подарки. Молодежь собиралась группами, глава которой нес звезду. Они пели песни, плясали, поздравляли семьи в каждом доме села. За это их щедро награждали сладостями и монетами. Не открыть дверь колядующим – означало накликать беду в хату и ее хозяев.
Следующий день носил имя святого Степана. Помещики рассчитывались со своими работниками, которые, в свою очередь, могли высказать свое недовольство работодателю. Урегулировав вопросы, заключался новый договор либо трудовые отношения прерывались.
Городские гуляния имели более масштабный характер, чем сельские. Повсеместно устраивались ярмарки, балы и праздничные представления.
В период советской власти праздник оказался под запретом. Однако уже в 90-е годы культурные традиции начали возрождаться.