Все

Новая мистика Брест-Литовска

После трагедии, когда на окраине Брест-Литовска, возле старинного языческого капища огромные собаки, которые словно материализовались из воздуха, загрызли петербургского студента приехавшего погостить на Рождество 1847 года в Брест-Литовск, власти приняли определенные меры. Поговорив с крепостным начальством, городские власти установили по периметру территории, где находились курганы вооруженные караулы.

Власти опасались нового восстания

Мистика или инсургенты

Время было серьезное, а где случается непонятное, там может возникнуть волнения и мятежи. Поэтому в караулы назначались проверенные унтер-офицеры крепостной артиллерии, которые отличались исполнительностью и сообразительностью, а также крепостные и железнодорожные жандармы. Но январь  и середина февраля 1848 года всё было спокойно. Курганы уже не казались такими зловещими и особо пытливые унтер-офицеры даже позволяли себе отходить от охраняемого периметра, и по снегу забираться на склон кургана. И ничего с ними не происходило.

Такая спокойная атмосфера приглушила волнение начальства. Но рано утром 27 февраля 1848 года, три караула, каждый из которых включал в себя два унтер-офицера, пропали. Но не бесследно. Как раз следы остались. На снегу было большое количество лохмотьев форменной одежды и обуви, испачканных в крови. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Крепостным  начальством, которое справедливо опасалось нового бунта, были посланы эстафеты: в Гродно, в Варшаву и в Санкт-Петербург.

О мистике городские и военные власти присоединенных территорий думало меньше всего.  А вот то, что караулы могли стать жертвами повстанцев и инсургентов, в эту версию начальство поверило сразу. В Петербурге тоже всполошились не на шутку, подозревая, что жестокие убийства являются прологом к восстанию местной шляхты, у которой и оружия на руках оставалось много, и причин для недовольства было изрядно.

Странные обитатели курганов

Военный губернатор для Гродненской губернии

Председатель Госсовета Левашов посоветовал императору Николаю Павловичу срочно сменить гродненского губернатора. Федор Васьков хоть и был родом из недр российского МВД, оставался человеком гражданским. А, по мнению близкого круга российского императора на литовских землях, к которым тогда и принадлежал Брест-Литовск, назревали серьезные события, которые необходимо было решать военным.

Не было времени даже подобрать нового гродненского губернатора. Поэтому была осуществленная ротация. Федор Иванович Васьков отъехал губернатором в Нижний Новгород. А оттуда в Гродно на курьерских лошадях выехал генерал-лейтенант барон Христофор Ховен. Лютеранин и выходец из Курляндии новый глава губернии активно подавлял восстание 1831 года. Затем ездил с личным поручением императора Николая Павловича в Восточную Пруссию, чтобы уговорить наиболее влиятельных  магнатов  вернуться вместе со шляхтой в покинутые имения на территории губерний, образованных  из воеводств Великого княжества Литовского.

Брест-Литовск был провинциальным уездным городком

Император Николай назначал барона Ховена не только гражданским губернатором Гродненской губернии, но и назначал его военным губернатором Гродно, фактически делая его своим наместником. Кроме царского письма генерал-лейтенант ознакомился с посланием архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского Никанора, который негласно считался главным идеологом Московской православной церкви. К нему сильно благоволил государь, после личной встречи в Брест-Литовске. Тогда Николай Павлович почти два часа проговорил  с ним, в старинной церкви святого Николая, где была подписана Брестская Уния. Одну из самых старых православных церквей на территории  новых губерний империи снесли, как и весь город при строительстве крепости.

В письме Никанор советовал генерал-лейтенанту обратить внимание на влияние  различных языческих обрядов, которые не допустимы на землях, которые Московская церковь считала своими. Он тоже обращал внимание на убийство в Брест-Литовске и обвинял в них местных язычников, которые, по его мнению, таким образом, хотели воздействовать на умы новых православных подданных императора, бывшими совсем недавно униатами, католиками и протестантами. Никанор тоже знал об огромном кургане на берегу Мухавца между Брестом и крепостью и настоятельно рекомендовал новому губернатору убрать и зарыть каменных идолов, которые расположены на этом кургане в огромных количествах, а также вывести за пределы города огромный жертвенный валун, который украшал самую вершину кургана.

Языческие капища беспокоили власти и церковь

Страх и ликование в затаившемся Брест-Литовске

Новый губернатор прислушался к советам. Барон Ховен решил не заезжать сразу в губернский центр Гродно, а отправился в уездный  Брест-Литовск.  Там он собирался подробно узнать о трагедии, оценить степень волнения в городе и постараться выполнить рекомендации архиепископа Никанора. Местное начальство было напугано и растеряно. Российские чиновники и офицеры, жившие в городе стали сталкиваться с недоброжелательным отношением со стороны местного дворянства.

Слухи, раздуваемые еврейскими лавочниками, настолько запугали город, что с наступлением темноты никто не рисковал покидать свои дома. Утром, затемно даже бесшабашные дворники старались не выходить на улицы. Зато в Брестском кадетском корпусе, расположенном в здании бывшего бернардинского монастыря в южном укреплении Брестской крепости царило ликование. Директор корпуса генерал-майор  Александр Гельмерсен доложил о резко возросших антироссийских настроениях среди не только кадетов, но и некоторых преподавателей, которые, несмотря на русское происхождение, симпатизируют местным воспитанниками из старинных шляхетских родов.

Кадетский корпус размещался в бывшем монастыре в крепости

Новый губернатор решил разобраться в этой ситуации подробнее, и поэтому принял приглашение директора Брестского кадетского корпуса заночевать в гостевых комнатах корпуса. И именно в эту ночь четверо кадетов 15-16 лет решили совершить вылазку на курган, пользуясь тем, что лед еще прочно сковывал реку. А по-прямой, от корпуса до центра язычества на берегу Мухавца, было не более двух верст. О самой необычной истории Брест-Литовска продолжим в следующей статье…

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago