Все

Мир мертвых в мистических праздниках белорусов

Мало кто задумывается над вопросом, почему в современной Беларуси очень распространены языческие традиции, и некоторые языческие праздники даже имеют статус государственных и официальных выходных дней. У белорусского этноса, а именно у десятка различных племен, составивших к началу XIV века костяк самого крупного государства Европы, всегда отношение к религии было особенное. Греческую веру здесь приняли легко, как и латинскую, но в основном по причинам безопасности, чтобы иметь религиозную защиту от дружин православных князей с одной стороны и отрядов тевтонских магистров с другого бока.

Мистические традиции белорусов

Язычество и религия на территории Беларуси

Шляхта, в то время называемая боярами, легко меняла свои убеждения с православия на католичество и обратно по мере необходимости. Особой известностью в этом вопросе прославился Семен Гольшанский, который всю жизнь выбирал между католичеством и православием, а умер протестантом. Но настоящую силу на территории, занимаемой современной Беларусью имели языческие божества и сохранившиеся до наших дней обряды, тому подтверждение.

Церковь всегда пыталась легализовать народные праздники, превратив их в религиозные, но население хоть и посещало в эти дни церкви и костелы, не отказывалось и от древних обрядов завещанных предками. Но и в быту многие обряды и обереги язычников до сих пор используются. В Беларуси существует категорическое табу на убийство ужа, связанное с культом ужиного короля, в отдалённых деревнях до сих пор процеживают молоко через сучок в липовой доске, а на могилы незамужних женщин, еще 30 лет назад, при Советском Союзе, клали огромные дубовые колоды. Причем рационального объяснения этому нет, кроме того, что так предки делали.

Светлая Радоница и накрытые могилы

Есть в Беларуси два языческих праздника, связанных с культом предков — это весенняя Радоница и осенние Дзяды. Эти дни считаются выходными на государственном уровне и как не хотели власти их отодвинуть и заставить в этот день работать, все попытки были безуспешными. Даже во время Великой Отечественной Войны деревенские кладбища на Радоницу посещали одновременно и партизаны и полицаи из местных, делая вид, что не замечают друг друга.

Церковь всегда пыталась взять под контроль этот народный праздник, связывая его с Пасхой с заупокойными службами, но это помогло не сильно. Как и сотни лет назад беларусы, на Радоницу приезжают после полудня на кладбище, поначалу катают крашеные яйца на могилах близких, а затем поливают их водкой, вспоминая хорошие дела усопших.

После этого накрывают белыми холстами могилы и сервируют их как столы с большим количеством выпечки и мясных закусок. Перед тем, как садится за трапезу, белорусы обращаются к духам своих близких, с просьбой разделить с ними угощение. Поминальный обед может продолжаться до самого захода солнца. А вечером, в давние бесхитростные времена, Радоница заканчивалась танцами. Из этого и родилась пословица, которая в переводе звучит как: «На Радоницу с утра пашут, в обед плачут, а вечером скачут». Радоница как праздник на землях, на которых ныне расположена Беларусь, известен по летописям с 1392 года. Радоница объединяет в Беларуси и католиков и православных Московского патриархата и греко-католической церкви. Даже многочисленные белорусские протестанты известные своим трезвым образом жизни нет-нет да выпьют рюмку на могилах предков.

Мистическая связь в белорусах сохранилась с давних времен

Сакральные мистические «Дзяды»

В субботу перед Дмитриевым днем (8 ноября) белорусы отвечают самый мистический праздник своей сакральной связи с предками — «Дзяды». В этот день до обеда требуется навести порядок в доме и приготовить нечетное количество блюд и съездить убрать могилы и перед наступлением сумерек зажечь живой огонь на могилах. В этот день обязательно нужно помочь убогому и покормить бездомных животных.

Мистческие дзяды

После посещения кладбища глава семьи обходит дом или квартиру и обращаясь по направлению к кладбищу зовет предков на ужин. И вечером всей семьей садятся за стол. Обязательно пшеничная каша с медом и изюмом, клецки с картофелем, запеченное мясо, блюда с куриными яйцами, домашний сыр; должны быть на столе. В отдельную тарелку накладывается еда для «дзядов», в неё надо обязательно положить по кусочку от всех блюд. Вставать из-за стола надо всем вместе, если кто-то задержался за трапезой, его ожидает близкая смерть. Стол с угощением на ночь не убирают, а оставляют для предков, которые должны ночью посетить дом.

Монета в честь мистического праздника

Несмотря на современный ритм жизни, большинство этнических белорусов отмечают языческие «Радоницу» и «Дзяды» соблюдая большинство обычаев. Они не собираются отказываться от своих древних праздников, соединяющих миры мертвых и живых.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago