К началу войны один из крупнейших железнодорожных центров Советского Союза на западе страны — Барановичи был на особом положении. Здесь сходились железнодорожные ветки в направлении: Москвы, Варшавы, Белостока, Вильнюса, Киева, Могилёва. Железнодорожный узел соединял новые территории СССР с центром и югом страны.
Стратегически важные Барановичи
Население города, а в 1939 году оно составляло почти 50000 жителей, практически всё работало на объектах железнодорожной инфраструктуры. До войны Барановичи стали областным центром, в городе размещалось управление Брест-Литовской железной дороги. Эта дорога объединяла четыре новых области Советского Союза: Брестскую, Белостокскую, Барановическую, Пинскую. Половина города составляли огромные железнодорожные склады, расположенные возле двух главных станций города.
Склады здесь начали строиться еще во времена Первой мировой войны, когда город был ставкой верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, а позже и самого императора Николая II. В городе специально размещались две инженерных бригады для возведения мощных толстостенных военных складов с сопутствующей инфраструктурой. Отступая, русские войска подорвали большинство капитальных построек. Вторая польская республика в 1921-1939 не только восстановила царские склады, но и построила новые. Город считался ближайшей тыловой базой польских войск и пограничников, прикрывающих на востоке границу от Советского Союза.
Начиная с 1940 года, город только усиливает своё значение в стратегических планах Советского Союза. Железнодорожные мастерские Барановичей, оснащенные европейскими станками и квалифицированным персоналом были способны выполнять любой заказа НКПС, НКВД и НКО. В середине 1940 года их разделили и переименовали в механический и чугунно-литейные заводы. По этой причине в Барановичах достаточно скромно проводится компания по выявлению враждебного элемента среди железнодорожников и техников мастерских. От города идёт особая ветка на Обуз-Лесновский полигон, где оборудуется не только запасной защищенный командный пункт Западного особого военного округа, но и огромный многоэтажный бункер для советского руководства, на случай большой европейской войны.
Именно поэтому даже в стратегическом плане, разработанным Тимошенко и Жуковым, в Барановичах должен был размещаться штаб самого крупного Западного Фронта со всеми тыловыми службами. Охрану штаба должна была осуществлять 151-ая стрелковая дивизия, которая к началу войны начала выдвигаться в этот район с Харьковского военного округа. Причем большинство складов и служб тыла этой дивизии прибыли в Барановичи до 22-го июня 1941 года.
Огромные запасы и формируемый резерв паровозов
Летом 1941 года на Барановическом железнодорожном узле скопилось почти 800 вагонов с военными грузами. К городским станциям подходила как узкая европейская, так и широкая советская колеи. Нарком путей сообщения СССР игнорировал предложения военных демонтировать узкую колею в быстрые сроки, чтобы не облегчать снабжение потенциальному противнику. Но Лазарю Кагановичу не хотелось отказываться от большого парка паровозов и вагонов, полученных в результате присоединения Западной Белоруссии и Украины. К тому же росли экспортные поставки в Европу железнодорожным транспортом, за которые отвечал Лазарь Моисеевич, а перегрузка или перестановка поездов на новые колесные пары значительно увеличивало сроки доставки грузов на немецкие пограничные станции.
Кроме особо ценных складов, мастерских в Барановичах находился мобилизационный резерв паровозов, который насчитывал несколько сотен единиц. По воспоминаниям заместителя начальника Барановического депо Станислава Лещини паровозы начали прибывать еще с февраля 1941 года, как новые советские с заводов ФД-20 и ФД-21, так и бывшие польские последних моделей, такие как Ту-37 и Ту-23. В Барановичах было сформировано 211-ое управление начальника работ, которое строило инфраструктуру для прибывающей массы паровозов. Но железнодорожным начальникам из местных никто не разъяснял, для чего на железнодорожном узле скапливается такое огромное количество железнодорожной техники. Охрану станций нёс 1-ый батальон 60 полка НКВД по охране железнодорожных сооружений.
Стратегический железнодорожный узел, оставшийся без охраны
Командованию округа не смогло сделать прогноз, что уже на третьи сутки войны, над Барановичами, которые находились в 200 километрах от границы, нависнет угроза захвата. Ситуацию усугубила паника. Как писал в докладной на имя первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко, секретарь Барановического обкома Василий Чернышев: «Панические настроения распространяли руководители железной дороги, которые 22-го июня 1941 года вместе с семьями убыли на литерном поезде в восточном направлении. Начальник областного управления НКВД капитан госбезопасности Крысанов не проявил должной твердости в подавлении паники и дезертирства.»
В июне 1941 года Барановический гарнизон составляли :
- управление и мотострелковый батальон 17-го механизированного корпуса;
- две роты 60-го полка НКВД по охране железнодорожных сооружений;
- тыловые службы Западного Особого Военного Округа;
- отдельный автомобильный батальон;
- управление Барановического бригадного района ПВО;
- 518-ый отдельный зенитно-артиллерийский полк;
- две роты 23-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД.
Город с огромными запасами продовольствия, амуниции, боеприпасов, угля и бензина защищать было некому. Это с ужасом понял, выехавший ночью на 25 июня в район Барановичей командующий Западным фронтом генерал армии Павлов. Четвертая армия РККА выстраивала оборону от Слонима до Слуцка. И Павлов посчитал нужным подчинить штабу этой армии все войска находящиеся в этих районах. А на 55-ую стрелковую дивизию и 17-ый механизированный корпус, возлагалась задача максимально долго удержать Барановичи, чтобы провести эвакуацию складов и подвижного состава…
Читайте также
- Брест 1941. Малочисленный гарнизон конвойного батальона
- Брест-1941. Страшное утро в казарме конвойного батальона
- Брестское направление 1941. Секретное хранилище Бронной Горы
- Брестское направление 1941. Немощь и сила советской моторизованной дивизии
- Брест-1941. Потерянный шанс немецкого десанта