Выберите язык: Russian English German French Polish Chinese (Simplified)
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление 1941. Секретное хранилище Бронной Горы
Ночью на станцию прибыл бронепоезд с областным начальством

Брестское направление 1941. Секретное хранилище Бронной Горы

В небольшом городке Кобрине, находящемся в 40 километрах от советско-германской границы, на начало войны сложилась угрожающая ситуация. Штабы Четвертой армии РККА и 14-го механизированного корпуса остались без прикрытия.

Батальон требовался для охраны штаба

Батальон требовался для охраны штаба

Штаб армии в опасности

Мотострелковый батальон НКВД осуществляющий до 20-го июня охрану штаба, был неожиданно, по указанию наркомата НКВД, включен в состав сил спецоперации по выявлению и выселению нежелательных элементов, которая началась во второй половине июня на территории Брестской и Пинской областей.

Маневренная группа 17-го пограничного отряда, которую отправили из Бреста, должна было временно взять под охрану особо важные объекты. Но эшелон с ней, по непонятной причине задержали на железнодорожной станции в 20-ти километраж от Кобрина. Поэтому командующий армией приказал командиру 14-го механизированного корпуса один мотострелковый батальон из состава 205-ой моторизованной дивизии оперативно перебросить в  распоряжение штаба армии. Это подразделение принимало участие в обороне кобринских мостов, в боях на улицах города и успешно справились с проведением эвакуации армейского штаба в направлении Пинска.

Большое начальство и особые снаряды

В 7.30 утра командир танкового полка подполковник Вержбицкий доложил командиру дивизии, что около 5 утра на станцию Бронная Гора, где дислоцировался танковый полк дивизии, прибыл из Бреста бронепоезд с руководством области и областного управления НКВД. Практически одновременно с ним, на двух легковых автомобилях в сопровождении БА-20 прибыл капитан госбезопасности Н. Артемов из 3-го управления Наркомата обороны СССР. Их интересовало содержимое особого хранилища  N 886, находящегося в головном артиллерийском складе N 1483. Оно представляло собой заглубленное бетонно-кирпичное убежище, построенное еще польскими строителями. От всей территории складов оно было огорожено двумя рядами колючей проволоки и глухим высоким забором. Охрану здесь нёс полувзвод войск НКВД, который не подчинялся ни начальнику складов, ни командиру моторизованной дивизии.

Ночью на станцию прибыл бронепоезд с областным начальством

Ночью на станцию прибыл бронепоезд с областным начальством

Прибывшее начальство приказало командиру полка, предъявив соответствующие полномочия, осуществить погрузку находящихся в хранилище 800 орудийных ящиков без маркировки, но имеющие обозначение красной и желтой полосой, в вагоны. Небольшой эшелон с несколькими вагонами и двумя железнодорожными площадками с малокалиберными зенитными орудиями прибыл со стороны Баранович в 5.15 утра. К 7.20 погрузка была закончена, и эшелон убыл под охраной бойцов НКВД, раньше несущих охрану хранилища. Что было в этих странных ящиках, судьбой которых озаботились еще до начала боевых действий, иначе было невозможно организовать такой быстрый вывоз со складов, было неизвестно. Но вариантов не так уж и много, какие еще боеприпасы могли храниться на артиллерийских складах под особым контролем.  Это могли быть как советские особые снаряды с ОВ, так и польские, оставшиеся с 1939 года.

На станцию прибыл представитель управления особых отделов НКО

На станцию прибыл представитель управления особых отделов НКО

Элегантное решение проблемы с топливом

Но ночной аврал очень утомил личный состав полка. А машины на склад ГСМ в Оранчицы удалось отправить лишь к 11 утра 22-го июня 1941 года. Автоцистерны были головной болью всех командиров советских механизированных подразделений. Их было не просто мало, а катастрофически не хватало. В 205-ой моторизованной дивизии имелась одна цистерна на базе ЗИС-5 и 10 автомобилей с кустарными наваренными баками. За одну поездку эта импровизированная топливная колонна могла привезти не более трех тонн бензина. Что хватало для заправки тридцати танков, именно такое количество из 57 имеющихся в наличии могли выдвинуться для выполнения задачи.

Нужно было за короткий срок эвакуировать особые снаряды

Нужно было за короткий срок эвакуировать особые снаряды

Когда дивизия получала приказ заправиться на складе ГСМ в Оранчицах, помпотех танкового полка воентехник 2 ранга Денисов заметил, что на станции Бронная Гора стоит две цистерны с топливом, которые были отцеплены ночью от эшелона следующего на восток. Но ему запретили брать топливо, принадлежность которого не была выяснена. Во время поездки в Оранчицы топливная колонна попала под авиационный удар и единственная уцелевшая машина с баками привезла в расположение части только сто литров бензина. После чего командир дивизии дал указание заправить всю технику дивизии из вовремя подвернувшихся железнодорожных цистерн.

Только благодаря умению взять ответственность на себя командира дивизии полковника Кудюрова, немногочисленная техника была подготовлена к переходу. Но максимум, чем мог поддержать запланированный Западный фронтом контрудар по линии Жабинка-Каменец командир 205-ой моторизованной дивизии – это один танковый батальон и два батальона мотопехотного полка. Все остальные части были лишены мобильности и готовились согласно распоряжению командира 14-го механизированного корпуса к обороне немного западнее Березы.

Топливная колонна была уничтожена авиацией

Топливная колонна была уничтожена авиацией

Всего в распоряжении Кудюрова было больше 7000 бойцов и командиров с учетом вооруженных членов районного истребительного батальона, роты милиции. Проблем не было боекомплектом и топливом. В наличии было 10 танков и 5 легких танкеток и несколько десятков орудий. В 1942 году это бы считалась вполне боеспособная дивизия, но командир дивизии понимал, что совместная боевая подготовка его соединения является очень низкой. С начала формирования 205-ой моторизованной дивизии не было проведено ни одного учения, зато два раза проводился строевой смотр и два раза конкурс армейской самодеятельности. Оставалось надеяться, что на подготовленной позиции при поддержке артиллерии бойцы смогут удержаться.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники