Расположенный неподалеку от советско-германской границы 14-ый механизированный корпус, был лучшей иллюстрацией о неготовности Советского Союза к войне летом 1941 года, по крайней мере, на брестском направлении.
Сила и немощь моторизованной дивизии
Неопытные штабные командиры, не имевшие хотя бы годичного стажа командования подвижными соединениями, ужасающая материальная база, состоящая из советских танков Т-26 с изношенными двигателями. А также полное отсутствие запчастей и возможностей, даже для текущего ремонта. В тоже время в механизированном корпусе был отличный костяк среднего офицерского состава и большое количество сверхсрочников на должностях механиков-водителей и наводчиков.
Поставка новых танков, по воспоминаниям курсанта учебной роты 22-ой танковой дивизии, ожидалось уже в первых числах июля. Корпусу больше всего подходило наименование учебного танкового, так как его боевая мощь заключалась лишь в подготовленных кадрах, имеющих даже боевой опыт испанской гражданской войны и Зимней войны в Финляндии. Нельзя сказать, что это был опыт победителей, но большинство командиров представляло себе, что представляет танк Т-26 в бою и какие от него могут быть неприятности.
Самым слабым из всех танковых полков корпуса был 127 танковый полк 205-ой моторизованной дивизии. Мало того, что ему изначально при формировании достались изношенные машины из числа брошенных, во время похода в Западную Белоруссию, так еще в середине мая 1941 года случилась форменная беда. Выполняя указания начальника автобронетанковых войск 4 Армии РККА, помощник по ТЧ командира корпуса военинженер 1 ранга Афанасий Кривоконев приказал разукомплектовать 8 боевых машин, сняв с них особо дефицитные детали: нижние катки, направляющие втулки клапанов, нижние половины картера мотора, цилиндры. Запчасти должны были быть направлены в Брест в 22-ую танковую дивизию, где ожидался смотр техники и учения с участием заместителя наркома обороны СССР. Новые запчасти должны были быть поставлены до 15 июня 1941 года с заводов-производителей, но так и не прибыли.
На 20 июня 1941 года по докладной записке воентехника 1 ранга Л. Бобыря: « В 127-ом танковом полку танки получены после капремонта и зачислены в учебно-боевой парк. Танки не укомплектованы: ЗИП, инструментами, оборудованием. В полку полностью отсутствуют любые запчасти, нет возможности исправить даже мелкие поломки. На трети танков гусеницы изношены и требует замены, на двадцати машинах, вместо заводских предохранителей используются самодельные жучки. Одиннадцать машин требуют восстановления, которое невозможно, без поставки запасных частей.» А вот в штабе корпуса такой танковый полк считался вполне боеспособным.
Грузовые автомобили без покрышек и стекол
Но самой большой проблемой были грузовые автомобили. Основу парка составляли автомобили 5-го запасного автомобильного батальона, который прибыл из Минска. В Березе он сменил свой номер, став 247-ым отдельным автомобильным батальоном. Основной его парк состоял из автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В Березе батальон начал пополняться машинами по мобилизационным предписаниям. Руководители гражданских организаций, несмотря на возможность угодить под суд, старались передать армии машины похуже и разукомплектованные. Остается только догадываться, как военная приемка допускала эти автомобили на формирование механизированных частей.
Военинженер 3-го ранга Э. Пальчис в объяснительной записке пишет, что у 35% грузовых автомобилей 205-ой моторизованной дивизии нет резины совсем, и они стоят на колодках, а у 30% износ покрышек приближается к 100%. При этом дивизия имеет вместе с неисправными машинами автомобильный парк, составляющий лишь 28% от штатной потребности. Имелось только несколько мотоциклов, вместо положенной сотни.
Начало войны в 100 километрах от государственной границы
Зато накануне были получены 6 новейших мощных противотанковых пушек ЗИС-2. Но радоваться этому не приходилось, ни на огромных артиллерийских складах в Бронной Горе, ни в Кобрине, ни в Пинске не было в наличии снарядов 57-мм, подходящих для этого мощного противотанкового орудия. К 22 июня 1941 года 205-ая механизированная дивизия представляла собой почти 8000 бойцов и командиров, чуть более тридцати боеспособных устаревших танков и автомобильный транспорт способный одновременно перевезти лишь два батальона со стрелковым оружием. Но существенным плюсом дивизии был обстрелянный костяк средних и младших командиров.
О начале войны командование 205-ой дивизии узнало, лишь в 5 утра, когда крупную железнодорожную станцию Береза-Картузская, где стояло не менее 200 вагонов с армейскими грузами, разбомбила девятка немецких бомбардировщиков Ю-88. Одновременно с налётом заработала связь с запасным командным пунктом 14-го механизированного корпуса близ деревни Тевли Кобринского района. Командиру дивизии было приказано выдвинуть в Кобрин 1-ый батальон 226 мотострелкового полка капитана Дмитрия Подобеда для охраны штаба 4 Армии РККА. Остальному составу дивизии приказывалось получить горючее на армейском складе ГСМ в Оранчицах (железнодорожная станция в 30 километрах западнее Березы) и ждать дальнейших указаний из штаба корпуса…
Читайте также
- Брест 1941. Смертельный таран советского комдива
- Брест-1941. Ударное танковое утро 23 июня
- Брест-1941. Последняя попытка командарма
- Брест 1941 Самый охраняемый пограничный мост Советского Союза
- Брест 1941. Пограничный мост, оставленный без охраны