Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление 1941. Немощь и сила советской моторизованной дивизии
Немецкие бомбардировщики разгромили станцию

Брестское направление 1941. Немощь и сила советской моторизованной дивизии

Расположенный неподалеку от советско-германской границы 14-ый механизированный корпус, был лучшей иллюстрацией о неготовности Советского Союза к войне летом 1941 года, по крайней мере, на брестском направлении.

Командир дивизии полковник Кудюров

Командир дивизии полковник Кудюров

Сила и немощь моторизованной дивизии

Неопытные штабные командиры, не имевшие хотя бы годичного стажа командования подвижными соединениями, ужасающая материальная база, состоящая из советских танков Т-26 с изношенными двигателями. А также полное отсутствие запчастей и возможностей, даже для текущего ремонта. В тоже время в механизированном корпусе был отличный костяк среднего офицерского состава и большое количество сверхсрочников на должностях механиков-водителей  и наводчиков.

Поставка новых танков, по воспоминаниям курсанта учебной роты 22-ой танковой дивизии, ожидалось уже в первых числах июля. Корпусу больше всего подходило наименование учебного танкового, так как его боевая мощь заключалась лишь в подготовленных кадрах, имеющих даже боевой опыт испанской гражданской войны и Зимней войны в Финляндии. Нельзя сказать, что это был опыт победителей, но большинство командиров представляло себе, что представляет танк Т-26 в бою и какие от него могут быть неприятности.

Дислокация 205 моторизованной дивизии накануне войны

Дислокация 205 моторизованной дивизии накануне войны

Самым слабым из всех танковых полков корпуса был 127 танковый полк 205-ой моторизованной дивизии. Мало того, что ему изначально при формировании достались изношенные машины  из числа брошенных, во время похода в Западную Белоруссию, так еще в середине мая 1941 года случилась форменная беда. Выполняя указания  начальника автобронетанковых войск 4 Армии РККА, помощник по ТЧ командира корпуса военинженер 1 ранга Афанасий Кривоконев приказал разукомплектовать 8 боевых машин, сняв с них особо дефицитные детали: нижние катки, направляющие втулки клапанов, нижние половины картера мотора, цилиндры. Запчасти должны были быть направлены в Брест в 22-ую танковую дивизию, где ожидался смотр техники и учения с участием заместителя наркома обороны СССР. Новые запчасти должны были быть поставлены до 15 июня 1941 года с заводов-производителей, но так и не прибыли.

На 20 июня 1941 года по докладной записке воентехника 1 ранга Л. Бобыря: « В 127-ом танковом полку танки получены после капремонта и зачислены в учебно-боевой парк. Танки не укомплектованы: ЗИП, инструментами, оборудованием. В полку полностью отсутствуют любые запчасти, нет возможности исправить даже мелкие поломки. На трети танков гусеницы изношены и требует замены, на двадцати машинах, вместо заводских предохранителей используются самодельные жучки. Одиннадцать машин требуют восстановления, которое невозможно, без поставки запасных частей.» А вот в штабе корпуса такой танковый полк считался вполне боеспособным.

Танки начала 30-ых к 1941 году устарели

Танки начала 30-ых к 1941 году устарели

Грузовые автомобили без покрышек и стекол

Но самой большой проблемой были грузовые автомобили. Основу парка составляли автомобили 5-го запасного автомобильного батальона, который прибыл из Минска. В Березе он сменил свой номер, став 247-ым отдельным автомобильным батальоном. Основной его парк состоял из автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В Березе батальон начал пополняться машинами по мобилизационным предписаниям. Руководители гражданских организаций, несмотря на возможность угодить под суд, старались передать армии машины похуже и разукомплектованные. Остается только догадываться,  как военная приемка допускала эти автомобили на формирование механизированных частей.

Военинженер 3-го ранга Э. Пальчис  в объяснительной записке пишет, что у 35% грузовых автомобилей 205-ой моторизованной дивизии нет резины совсем, и они стоят на колодках, а у 30% износ покрышек приближается к 100%. При этом дивизия имеет вместе с неисправными машинами автомобильный парк, составляющий лишь 28% от штатной потребности. Имелось только несколько мотоциклов, вместо положенной сотни.

Автомобилей катастрофически не хватало

Автомобилей катастрофически не хватало

Начало войны в 100 километрах от государственной границы

Зато накануне были получены 6 новейших мощных противотанковых пушек ЗИС-2. Но радоваться этому не приходилось, ни на огромных артиллерийских складах в Бронной Горе, ни в Кобрине, ни в Пинске не было в наличии снарядов 57-мм, подходящих для этого мощного противотанкового орудия. К 22 июня 1941 года 205-ая механизированная дивизия представляла собой почти 8000 бойцов и командиров, чуть более тридцати боеспособных устаревших танков и автомобильный транспорт способный одновременно перевезти лишь два батальона со стрелковым оружием. Но существенным плюсом дивизии был обстрелянный костяк средних и младших командиров.

Немецкие бомбардировщики разгромили станцию

Немецкие бомбардировщики разгромили станцию

О начале войны командование 205-ой дивизии узнало, лишь в 5 утра, когда крупную железнодорожную станцию Береза-Картузская, где стояло не менее 200 вагонов с армейскими грузами, разбомбила девятка немецких  бомбардировщиков Ю-88. Одновременно с налётом заработала связь с запасным командным пунктом 14-го механизированного корпуса близ деревни Тевли Кобринского района. Командиру дивизии было приказано выдвинуть в Кобрин 1-ый батальон 226 мотострелкового полка капитана Дмитрия Подобеда для охраны штаба 4 Армии РККА. Остальному составу дивизии приказывалось получить горючее на армейском складе ГСМ в Оранчицах (железнодорожная станция в 30 километрах западнее Березы) и ждать дальнейших указаний из штаба корпуса…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники