Огромный лесной массив с вековыми деревьями и непроходимыми болотами вспоминают еще античные историки и древние датские хроники. Абсолютно точно известно, что даже на фоне тогда еще лесной Европы, Беловежская Пуща была огромной, неизведанной территорией для всех путешественников вплоть до 10-го века.

Пуща реликтовый лес Европы

Викинги, Мономах и галицкие князья

До Владимира Мономаха, который здесь отметился охотой на оленей и туров, во время своих неоднократных походов к древнему Бресту, в Пуще побывал с карательной миссией Альвгейр — нареченный брат известного вождя викингов Торквелла-длинного.
Читайте также: 2019 год — год тысячелетия Бреста

Охота Владимира Мономаха на тура

Он был послан сюда в конце десятого века, с целью обложить племена, обитавшие в пуще данью, которую нужно было платить шкурками беловежского бобра.
Следующий известный охотник, побывавший в Пуще, был волынский князь Владимир Василькович, которому и принадлежит решение выстроить город Каменец, как ближайший опорный пункт к Пуще. К тому же есть недавно найденные сведения, что именно этот князь создал первую охранную службу Пущи для прекращения истребления зубров и туров и сохранения их стада для большой княжеской охоты.

Великие князья и болотный лемпард

При присоединении Берестейской земли к Великому Княжеству Литовскому, заповедный лес становится личной собственностью великих князей. В то время непроходимые чащи были полны всяких зверей, включая и тех, которые сейчас уже вымерли: тур, тарпан, болотный лемпард.

Болотный лемпард — полумифический хищник Пущи

Последнее животное считается полумифическим, но в некоторых хрониках описываются эти животные гораздо крупнее лесной рыси, которые ударом лапы могли распороть живот лошади. И добыть шкуры болотного лемпарда считалось среди рыцарей особой доблестью.
Из шкуры животного шился короткий плащ, который носился наброшенным на кольчугу. Вначале так себя обозначали только княжеские телохранители.

Гусар ВКЛ в накидке из болотного лемпарда

Потом, это было частью экипировки отборной кавалерии ВКЛ – тяжелых гусар. Без самолично добытой шкуры, молодой шляхтич, какого бы известного рода он не был – не мог претендовать на место в великокняжеской, а потом и королевской тяжелой гусарской сотне.
В старобелорусской литературе встречается легенда, что одному бедному шляхтичу из Влодавы удалось добыть шкуру болотного лемпарда, которую у него купил сын одного приближенных великого князя Витовта за две деревни в окрестностях Пинска. Такая не толерантная экологическая традиция привела к тому, что самый крупный кошачий хищник Европы исчез бесследно, не оставив ученым даже своих косточек.
Может быть интересно: 7 самых красивых белорусских легенд

Первый европейский охотничий заповедник

После Миндовга почти все литовские князья используют Беловежскую Пущу для больших охот вместе со знатью. В 1409 году перед походом на Тевтонский орден великий князь Витовт, издает привилей, что охотится в Пуще — может только великий князь и уезжает с большой свитой, охраной и егерями на самую колоссальную охоту за всю историю реликтового леса. Цель этой охоты была заготовка мяса для стотысячного войска на два месяца. Было убито несколько тысяч зубров, туров, оленей. А для татарской конницы приручено несколько тысяч диких лошадей – тарпанов.

Охота на тура в 15 веке реконструкция

А король Польши Владислав(Ягайло) настолько любил пущу,что приезжал сюда охотится даже в 70 летнем возрасте, причем на медведя. Но медведь сумел сбить лошадь с ног и король Польши вылетел из седла и сломал ногу. Отбить своего короля от разъяренного медведя смогли только его оруженосцы.

Ягайло охотится на зубра

Все это зафиксировал в своей «Истории Польши» беспристрастный хронист Ян Длугош.
С середины 15 века пуща объявляется заповедной, и здесь начинают постоянно жить королевские егеря, которые занимаются отловом животных для охот и охраной заповедного леса. Все польские короли и великие князья литовские приезжали на охоту в девственный лес, но право убивать зубра остается только у двух человек — короля и великого князя.
В дальнейшем охрана зубра — главного хозяина Пущи была регламентирована в «Уставе о волоках» (1557), «Ревизия пущ и звериных переходов»(1559), «Лесной Устав» (1567). Довольно серьезные наказания смогли уберечь зубра от истребления местными жителями на мясо. Хотя вплоть до конца 19 века в беловежских деревнях существовала традиция, что на свадьбу отец жениха должен был добыть к столу зубра. Видимо егеря всё это время смотрели на такое браконьерство снисходительно, людей, в пущанских деревнях всегда проживало мало, а к помощи жителей часто приходилось обращаться.

Королевские охоты

При короле Стефане Батории, в 16 веке, начали охотиться с применением огнестрельного оружия. Именно тогда в пуще создается зубропитомник, где всегда содержится стадо зубров на случай приезда короля с коронованными гостями. Судя по всему, это был первый национальный природный парк, в современно понимании в Европе.

Охота на зубра в пуще в 15 веке

С самой пущей польские короли поступали не последовательно, они, то разрешали массовую вырубку леса, то издавали указы о огромных штрафах даже при единичной порубке сухостоя.
Много вреда нанес Пуще земляк брестчан – последний король Речи Посполитой – Станислав Август Понятовский, который родился в 50 километрах от Бреста в местечке Волчин на окраине заповедного леса. Всё детство он наблюдал роскошные охоты блистательного короля Августа III и поэтому, когда Понятовский сам стал королем – его охоты превратились в элемент дворцовых развлечений.

Король Владислав IV на охоте в Пуще

Именно он ввел правило стрельбы по зверям из безопасного места, с вышки. Причем в охоте участвовали не только придворные, но и послы и блистательные дамы. Причем все они были одеты как бы в охотничьи костюмы, но из шелка и бархата с большим количеством кружев и вышивки.

Женский охотничий костюм 19 века

Поэтому это была эрзац-охота, опасная только для животных. В специальном месте, на Королевской Поляне в Пуще, многочисленные слуги разбивали шатры и начиналось приготовление к пиру после охоты. На одной из охот было убито 34 зубра, 25 лосей и 65 оленей. Только часть этой добычи пошло на приготовление королевского охотничьего пира, после которого был устроен бал и фейерверк.

Охота короля Станислава Августа Понятовского

Такая варварская эксплуатация охотничьих возможностей пущи, грозила уничтожением популяции зубра. При разделе Речи Посполитой пуща, как коронная собственность перешла в введение российского императорского двора. К счастью для беловежских животных, ни Екатерина II, ни её сын Павел I не отличались большой любовью к охоте, но и заповедный статус у Беловежской Пущи не отбирали. Зато последующие российские императоры испытывали к Пуще особенную страсть. Но это уже другая история.

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago