Все

Брестское направление 1941. Аэродром для палача

Не успело  солнце 24 июня 1941 года подняться над Барановичами, как появились первые две группы бомбардировщиков. Две девятки Юнкерс-88 начали атаковать оставшийся без прикрытия ПВО железнодорожный узел, а ещё девять Ме-110 принялись бомбить аэродром 60-ой истребительной дивизии.

Люфтваффе активно бомбило Барановичи

Большой налёт на аэродром в Барановичах

Одна эскадрилья под командованием  капитана Пятина, выполняя приказ, успела взлететь и прикрыть железнодорожный узел. Несмотря на большое количество бомбардировщиков ни один критический объект железнодорожной инфраструктуры не был поражен. Это было большой заслугой молодых лётчиков-истребителей. Они смогли в результате скоротечного боя подбить два бомбардировщика и один истребитель сопровождения. Бомбы были сброшены мимо цели, но значительно пострадал жилой сектор, который прилегал к станции.

В 12.30 два звена истребителей сопровождали  транспортный самолёт Ли-2, который вывозил из Барановичей ценности, который отправляли сразу в Москву. Но при возвращении истребителям сесть уже было некуда. В 13.30 на аэродром Барановичей был совершен налет, в котором участвовало почти сорок немецких самолетов. Летное поле покрылось большими воронками и чтобы его восстановить требовалось несколько суток и большое количество людей. У полковника Татанашвили не было ни того, ни другого.

Кроме того, количество оставшихся самолетов, способных подняться в воздух составляло не более десяти. Потери после массированной бомбардировки оказались очень велики. Самолеты вернувшиеся с задания смогли приземлиться на небольшом аэродроме в центре Барановичей, который ограниченно использовался гражданской авиацией Советского Союза. О сложившейся ситуации командир истребительной авиадивизии проинформировал штаб фронта. К 9 вечера 24 июня 1941 года был передан приказ исполняющего обязанности командующего ВВС Западного Фронта — генерал-майора Андрея Таюрского.

В нём полковнику Татанашвили  приказывалось уничтожить оставшиеся самолёты и двигатели на аэродроме дивизии. Так как не имелось никакой возможности провести их эвакуацию. А в штабе Западного Фронта имели основание полагать, что в течение ближайших суток Барановичи  станут прифронтовым городом. Шесть И-16, которые оказались на городском аэродроме, необходимо было заправить и отправить на аэродром в Бобруйск.

Истребителям И-16 удалось отстаять железнодорожный узел

Полк, который не потерял ни одного летчика

Благодаря бойцам истребительного батальона Барановического райкома партии удалось ночью заправить и снарядить истребители на городском аэродроме. Эту группу возглавил капитан Пятин, который был способен даже ночью найти необходимый аэродром, облетая наиболее опасные участки. Эта группа самолетов добралась без потерь в Бобруйск. Надо отметить, что 162-ой истребительный полк  стал уникальной частью в первые дни войны. Это был единственный из воюющих авиационных полков, который к 25 июня 1941 не потерял ни одного пилота. Несмотря на то, что часть была на 75% сформирована из молодых летчиков.

Аэродром Барановичи перестал существовать

Командиру дивизии нужно было продумать безопасную эвакуацию летного состава и других ценных лётных специалистов. Первоначально он собирался воспользоваться возможностями железной дороги, но на станции царила анархия, вызванная тем, что город покинули руководители железной дороги, а военный комендант и его помощник были ранены в первый день войны и лежали в госпитале. За три дня замену так никто и не подготовил, и невозможно было найти ответственных за отправку пассажиров и грузов. Автомобили истребительной дивизии  были уничтожены еще при первом налете немцев, несмотря на то, что  они стояли замаскированные рядом с летным полем.

Один Як-4 был брошен в Барановичах

Немецкий центр бомбардировочной авиации

Полковник, взяв с собой бойцов комендантской роты, сумел остановить большую транспортную колонну. Машины были заполнены  не целиком, поэтому легко удалось посадить всех летчиков и механиков.  К 11 утра 25 июня 1941 года о том, что в Барановичах планировалось обустроить один из самых крупных военных аэродромов БССР, уже ничего не напоминало, кроме обгоревших частей самолетов. Кроме того в Барановичах должен был быть  размещён 314 разведывательный авиаполк, его первые самолеты должны были прибыть 20 июня 1941 года. Но из 20 самолетов  Як-4, до начала войны прибыл лишь один, который вышел из строя сразу после приземления.

Немецкое командование сделало аэродром в Барановичах одним из самых крупных на территории БССР. Военно-строительные части и военнопленные за июль привели в порядок летное поле. Немцы оборудовали две взлетных полосы: одну из стальных конструкций, вторую при помощи вбитых в землю коротких деревянных бревен. В августе здесь начала базироваться бомбардировочная авиация Второго Воздушного Флота, батальон обслуживания и батальон противоздушной обороны. Количество самолетов в самые напряженные моменты на фронте достигало двухсот.

Гимлер позирует с местным населением на пути из Баранович в Минск

В августе 1941 года аэродром считался абсолютно безопасным и на него приземлился самолет рейхсфюрера СС Генриха Гимлера, который со своим заместителем Карлом Вольфом прилетели с инспекторской проверкой. К их визиту во всех городах БССР прощли массовые казни мирных жителей и советских военнопленных. Немцы использовали аэродром в Барановичах всю войну. Последний немецкий самолет вылетел из Барановичей 8-го июля 1944 года.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago