Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление 1941. Аэродром для палача
Аэродром Барановичи перестал существовать

Брестское направление 1941. Аэродром для палача

Не успело  солнце 24 июня 1941 года подняться над Барановичами, как появились первые две группы бомбардировщиков. Две девятки Юнкерс-88 начали атаковать оставшийся без прикрытия ПВО железнодорожный узел, а ещё девять Ме-110 принялись бомбить аэродром 60-ой истребительной дивизии.

Люфтваффе активно бомбило Барановичи

Люфтваффе активно бомбило Барановичи

Большой налёт на аэродром в Барановичах

Одна эскадрилья под командованием  капитана Пятина, выполняя приказ, успела взлететь и прикрыть железнодорожный узел. Несмотря на большое количество бомбардировщиков ни один критический объект железнодорожной инфраструктуры не был поражен. Это было большой заслугой молодых лётчиков-истребителей. Они смогли в результате скоротечного боя подбить два бомбардировщика и один истребитель сопровождения. Бомбы были сброшены мимо цели, но значительно пострадал жилой сектор, который прилегал к станции.

В 12.30 два звена истребителей сопровождали  транспортный самолёт Ли-2, который вывозил из Барановичей ценности, который отправляли сразу в Москву. Но при возвращении истребителям сесть уже было некуда. В 13.30 на аэродром Барановичей был совершен налет, в котором участвовало почти сорок немецких самолетов. Летное поле покрылось большими воронками и чтобы его восстановить требовалось несколько суток и большое количество людей. У полковника Татанашвили не было ни того, ни другого.

Кроме того, количество оставшихся самолетов, способных подняться в воздух составляло не более десяти. Потери после массированной бомбардировки оказались очень велики. Самолеты вернувшиеся с задания смогли приземлиться на небольшом аэродроме в центре Барановичей, который ограниченно использовался гражданской авиацией Советского Союза. О сложившейся ситуации командир истребительной авиадивизии проинформировал штаб фронта. К 9 вечера 24 июня 1941 года был передан приказ исполняющего обязанности командующего ВВС Западного Фронта — генерал-майора Андрея Таюрского.

В нём полковнику Татанашвили  приказывалось уничтожить оставшиеся самолёты и двигатели на аэродроме дивизии. Так как не имелось никакой возможности провести их эвакуацию. А в штабе Западного Фронта имели основание полагать, что в течение ближайших суток Барановичи  станут прифронтовым городом. Шесть И-16, которые оказались на городском аэродроме, необходимо было заправить и отправить на аэродром в Бобруйск.

Истребителям И-16 удалось отстаять железнодорожный узел

Истребителям И-16 удалось отстаять железнодорожный узел

Полк, который не потерял ни одного летчика

Благодаря бойцам истребительного батальона Барановического райкома партии удалось ночью заправить и снарядить истребители на городском аэродроме. Эту группу возглавил капитан Пятин, который был способен даже ночью найти необходимый аэродром, облетая наиболее опасные участки. Эта группа самолетов добралась без потерь в Бобруйск. Надо отметить, что 162-ой истребительный полк  стал уникальной частью в первые дни войны. Это был единственный из воюющих авиационных полков, который к 25 июня 1941 не потерял ни одного пилота. Несмотря на то, что часть была на 75% сформирована из молодых летчиков.

Аэродром Барановичи перестал существовать

Аэродром Барановичи перестал существовать

Командиру дивизии нужно было продумать безопасную эвакуацию летного состава и других ценных лётных специалистов. Первоначально он собирался воспользоваться возможностями железной дороги, но на станции царила анархия, вызванная тем, что город покинули руководители железной дороги, а военный комендант и его помощник были ранены в первый день войны и лежали в госпитале. За три дня замену так никто и не подготовил, и невозможно было найти ответственных за отправку пассажиров и грузов. Автомобили истребительной дивизии  были уничтожены еще при первом налете немцев, несмотря на то, что  они стояли замаскированные рядом с летным полем.

Один Як-4 был брошен в Барановичах

Один Як-4 был брошен в Барановичах

Немецкий центр бомбардировочной авиации

Полковник, взяв с собой бойцов комендантской роты, сумел остановить большую транспортную колонну. Машины были заполнены  не целиком, поэтому легко удалось посадить всех летчиков и механиков.  К 11 утра 25 июня 1941 года о том, что в Барановичах планировалось обустроить один из самых крупных военных аэродромов БССР, уже ничего не напоминало, кроме обгоревших частей самолетов. Кроме того в Барановичах должен был быть  размещён 314 разведывательный авиаполк, его первые самолеты должны были прибыть 20 июня 1941 года. Но из 20 самолетов  Як-4, до начала войны прибыл лишь один, который вышел из строя сразу после приземления.

Немецкое командование сделало аэродром в Барановичах одним из самых крупных на территории БССР. Военно-строительные части и военнопленные за июль привели в порядок летное поле. Немцы оборудовали две взлетных полосы: одну из стальных конструкций, вторую при помощи вбитых в землю коротких деревянных бревен. В августе здесь начала базироваться бомбардировочная авиация Второго Воздушного Флота, батальон обслуживания и батальон противоздушной обороны. Количество самолетов в самые напряженные моменты на фронте достигало двухсот.

Гимлер позирует с местным населением на пути из Баранович в Минск

Гимлер позирует с местным населением на пути из Баранович в Минск

В августе 1941 года аэродром считался абсолютно безопасным и на него приземлился самолет рейхсфюрера СС Генриха Гимлера, который со своим заместителем Карлом Вольфом прилетели с инспекторской проверкой. К их визиту во всех городах БССР прощли массовые казни мирных жителей и советских военнопленных. Немцы использовали аэродром в Барановичах всю войну. Последний немецкий самолет вылетел из Барановичей 8-го июля 1944 года.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники