Установленный в Витебске памятник великому князю Ольгерду стал сильным раздражителем, как для знатоков истории времен Советского Союза, так и для Русской православной церкви. Если с первыми все ясно, у них до сих пор в истории существуют некие литовские эксплуататоры-князья, которые на протяжении 600 лет издевались над несчастными и забитыми белорусами. А вот отношения великого князя Ольгерда, крещеного как Александра, с московской церковью более запутаны и интересны, чем это может показаться человеку, получившему во время изучения исторических событий той поры набор устоявшихся штампов.

Памятник Ольгерду в центре Витебска

Ольгерд крестился как Александр князь Витебский

Хотя даже при изучении биографии великого князя Литовского Ольгерда не совсем становится понятно, почему воин и политик, успешно воевавший с врагами русских людей, вызвал такое резкое неприятие московской церкви.

Уже в 22 года Ольгерд принял крещение перед женитьбой на витебской княжне Марии Ярославовне, все его многочисленные дети были крещены по православному обряду. Он является основателем двух церквей в Витебске, церквей в Усвятах и Крево. Ольгерд, будучи витебским князем, вместе со своим братом Кейстутом, и со своей дружиной отстоял Псков от тевтонских и ливонских рыцарей в 1336 и 1341 году.

Ольгерд в православии Александр

Горожане Пскова даже предложили ему стать псковским князем, но он отказался, хотя и дал для защиты Пскова небольшую дружину конных латников из Крево и Полоцка под командой сына Андрея Ольгердовича, будущего героя Куликовской Битвы. Ольгерд сумел объединить большое количество земель, заселенных предками нынешних белорусов, украинцев, россиян, поощрял строительство православных церквей и монастырей.

Приграничные битвы с тевтонцами отвлекали войска ВКЛ

Роль Ольгерда была настолько значимой и в борьбе с татарами, и в строительстве централизованного государства, что он даже удостоился вместе с Гедимином и Витовтом увековечивания памяти в монументе 1000-летия Руси, установленного в Новгороде в XIX столетии.

Ольгерд в рыцарском шлеме на памятнике в Новгороде

Почему же в большей части современной российской исторической литературы Ольгерда называют язычником и врагом православия?

«Виленские мученики» — это подтасовка событий?

Время рассказать о таинственной истории о «виленских мучениках», канонизированных православной церковью. По официальной истории в 40-х годах 14 века в Вильно князь Ольгерд настолько невзлюбил христианство, что казнил трех своих придворных, ныне известных как Антоний, Евстафий и Иоанн, только за то, что они были праведными христианами. Польская историография вообще утверждает, что вся легенда о » виленских мучениках» не что иное, как полностью сфабрикованная история, созданная во времена Ивана IV для пропаганды войны с Великим Княжеством Литовским.

Икона Виленские мученики

В этой истории очень много непонятного. Самое главное, с чего бы Ольгерду, будучи уже лет 20 как крещенному и имевшему к тому времени пять крещенных по православному обычаю детей: Андрея, Агриппину,Федора, Дмитрия, Владимира, кого-либо жестко наказывать за веру. Конечно, Ольгерд не был образцом праведного христианина, однако, по свидетельствам хроник, и Пасху праздновал, и частенько беседовал с церковными иерархами.

Не было ни одного известного случая, чтобы Ольгерд хоть где-то притеснял православную веру, наоборот, великий князь Литовский значится как основатель минимум полутора десятков церквей и монастырей на территории ВКЛ. Две его жены тоже считались защитницами православия, дарили богатые дары православным обителям, и делалось все это с согласия мужа.

Заговор 1347 года в Вильно и оговор Ольгерда в Константинополе

Так что случилось в 1347 году в Вильне, что Ольгерда московские летописи начали величать язычником и убийцей православных. А ведь как раз в эти годы начинается затяжной конфликт Ольгерда с великим князем Московским Семеном Гордым. Пока была жива первая жена Семена Гордого, дочь великого князя Литовского Гедимина — Анастасия, отношения между двумя княжествами были терпимыми. Потом стало нарастать напряжение, у обоих правителей были абсолютно различные взгляды на территории восточнее Полоцка и Смоленска.

Симеон Гордый планировал убийство Ольгерда

К тому же у Москвы был мощный союзник Орда, а у Ольгерда большие проблемы с надоедливыми тевтонскими рыцарями, для защиты от которых приходилось держать на западной границе, вблизи мощных замков: в Лиде, Новогрудке, Гродно, Троках значительные конные дружины.

По большому счету, популярный к тому времени среди удельных князей Ольгерд, мешал своими усилиями, создать мощное централизованное государство всем соседям: тевтонцам, полякам, татарам и конечно московскому князю. Поэтому к Ольгерду периодически посылали убийц и устраивали многочисленные засады, во время его походов по стране. Так, что убитые придворные, причисленные к рангу святых мучеников, скорее всего, были участниками одного из таких заговоров. Ведь известно, что они были довольно близки к Ольгерду, так как они вместе пировали, мылись в бане, вместе охотились на туров в Налибокской Пуще. Даже длительное заточение Антония и Иоанна, в миру известных как Круглец и Кумец, свидетельствовало о том, что Ольгерд, что то выжидал, возможно более точных подтверждений их вины, мало того один раз придворных заговорщиков даже оправдали, но позже опять засадили за решетку.

И то, что после смерти Ольгерд разрешил христианской православной общине не просто захоронить их тела в городе, но и построить на месте их казни христианскую церковь, не вяжется с повелением язычника, выпадающего в жуткий гнев при виде православных.

С Нежило, который стал Евстафием, вообще непонятно. В первых хрониках значится, что его привезли в Вильно православные сыновья Ольгерда, с охоты всего поломанного и истерзанного. До сих пор в церковных сочинениях пишется о каких-то жутких пытках со снятием кожи и переломами рук, ног. Но такие повреждения могли случится и при встрече с диким зверем: медведем или болотным леопардом. И то, что Нежило был обледеневший и окоченевший, свидетельствует о том, что после нападения дикого зверя его долго не могли найти.

На охоте в Налибокской пуще могло случится всякое

Вот так и вышло, что заговор и несчастный случай на охоте послужил созданию легенды о православных мучениках, которую поначалу разыграл в свою пользу московский митрополит Феогност, который хотел подмять под себя православные монастыри Литвы, а затем и Константинопольский патриарх Филофей. При митрополите Макарии «виленские святые» получили полноценное признание в Московском государстве и стали одним из поводов агрессии Московского царства против Великого княжества Литовского во времена Ивана Грозного.

Реконструкция Свято-Воскресенского храма в Витебске, построенного Ольгердом

Эта идеология была востребована все годы противостояния Московского государства и Великого княжества Литовского, поэтому образ «виленских святых» стал символом московской экспансии на Запад, а князь Ольгерд, многое сделавший для христианства и замешанный в убийстве гораздо меньшего числа православных, чем святые Александр Невский и Дмитрий Донской, стал язычником и убийцей.

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago