На землях Беларуси в средневековье деятельность инквизиции была более чем гуманной. Скорее всего, это связано с удивительной веротерпимостью, которым славилось Великой Княжество Литовское в 14-17 веках. Даже в то время, когда в союзных Польше и Чехии полыхали костры, где сжигали по наговору ведьм. Причем чаще эти казни не были освящены католической церковью, а являлась частной инициативой полусумасшедших магнатов и фанатиков иезуитов. Каждый такой случай расследовался королевскими комиссиями, в которые включали представителей сеймиков (законодательные органы низового уровня) и церкви.

Святая инквизиция

Гуманная инквизиция Великого Княжества Литовского

К тому же на территории ВКЛ, где проживало большое количество евреев и протестантов, канцлеры ВКЛ особо жестко держали на контроле вопрос доносительства на религиозной почве. В отличии от Московии, или Польского королевства, в ВКЛ вполне комфортно существовало в одно время православие, униатство, католицизм, протестантство, арианство, иудаизм и мусульманство. Последнее в небольшом анклаве между современными городами Волковыск и Ивье, где в своё время великий князь Витовт поселил орду союзных татар.

Инквизиция пришла на белорусские земли в конце 16 века

В исторических документах известен даже случай наказания за доносительство. Некий шляхтич Лойковский обвинил дочку раввина из Быхова в колдовстве и требовал её наказания у великого князя. Комиссия установила, что вышеназванный Лойковский, терзался любовной страстью к девушке и решил таким образом освободить себя от этой муки. С точки современного человека довольно дико, но в нравы средних веков вполне вписывалось такое поведение. Комиссия быстро установила правду, и Лойковский был приговорен к штрафу и стоянию у позорного столба в центре города. Как видим, практически цивилизованные судебные разбирательства.

Хотя было и несколько зарегистрированных казней на костре санкционированных святой инквизицией, которая наиболее влиятельна была после массового появления в ВКЛ миссий ордена иезуитов. Это примерно 50-70 лет в конце 16-го начале 17-го столетья.

Отравление хозяина Мирского замка и дело минских ведьм

Первое было дело об отравлении хозяина Мирского замка. Хотя основную виновницу молодую хозяйку из-за знатности рода и влиятельных родственников сослали в монастырь, кандидатура для казни была найдена. Это была не простолюдинка, а дочка и жена шляхтича. Но её вина в исполнение коварного замысла была настолько очевидна, что после недельного разбирательства, её приговорили к сожжению на костре. Родственники отравленного магната сами пожелали привести приговор в исполнение и молодую женщину сожгли прямо во внутреннем замковом дворе.

Иезуитский комплекс в Пинске — оплот белорусской инквизиции

Спустя некоторое время были арестованы три девушки из Минска. Их обвинили, в том, что они опоили своих гостей шляхтичей из Киева, колдовским зельем. И те видели видения страшные и узрели все круги ада. А двое не выдержали таких жутких картин и к вечеру померли. Комиссия заседала почти год, и видимо среди следователей попался ярый религиозный фанатик. Так как в документах появились, и полеты на шабаш ведьм на Лысую гору, неподалеку от нынешнего горнолыжного курорта Силичи, и заговоры на неурожай и плохую торговлю, и даже намерение опоить до смерти подкомория новогрудского (глава воеводской землеустроительной службы), чтобы воспользоваться его документами.

И на землях Беларуси сжигали на костре

Современный взгляд на это дело повествует о некоторых вольных нравах в ВКЛ. Девицы, которых обвинили в колдовских делах, были просто девушками древнейшей профессии, они через подставное лицо, обедневшего минского шляхтича, содержали постоялый двор, для благородной публики и оказывали определенные услуги. Просто на этот раз им сильно не повезло, то ли старка была слишком крепкая, то ли шляхтичей утомил длинный путь от Киева до Минска через все корчмы и шинки, стоящие на пути. И два благородных человека скончалось непосредственно на постоялом дворе. Может это дело осталось бы в обычной судебной практике. Но один из скончавшихся был близким родственником виленского католического епископа. Племяннику такого уважаемого человека было не очень почетно умирать такой пошлой смертью, вот и был послан в Минск хитрый иезуит, с целью сделать из бытового случая «дело ведьм».

Минские ведьмы оказались жрицами любви

А в Минске ещё, на «ведьм» повесили и собственные грехи: плохой урожай и малый доход от торговли. И видимо какая-то история была с незаконным решением земельного вопроса, раз еще в дело втянули новогрудского подкормия. Теперь же можно обзавидоваться простоте нравов в ВКЛ, когда можно было все недостатки, недоработки и коррупцию просто свалить на ведьм. Почти после годового следствия девушки были изобличены в колдовстве и всех грехах, которые им были приписаны и приговорены к сожжению на костре. Но сама казнь нигде не описывается, возможно, она и не была исполнена, так зарегистрировано в письмах осужденных о помиловании на имя великого князя Сигизмунда.

В Пуще сжигали оборотней

В лесных поселениях Беловежской, Налибокской, Ружанской пущ с древних времен были свои способы бороться с различной нечистью. Всяких лесных оборотней, болотных людей там сжигали без всяких сантиментов. Считалось если не убить непонятное существо и не сжечь его, то все обитатели деревни превратятся из людей в оборотней.

Лесную нечисть селяне сжигали и без инквизиции

С появлением на землях Великого княжества Литовского инквизиции, такие дела передавались в её ведение. К сожалению почти все архивы иезуитов были уничтожены, поэтому остались только крохи информации. Это сожженные семьи вурдалаков в Дывине и Мотоле. А также волколак, сожженный в Шерешево. Последний по свидетельству комиссии во время сожжения несколько раз перевоплощался из человека в волка и обратно.

Как можно понять из оставшихся документов — белорусская инквизиция это были такие «люди в черном» того времени. Они не занимались травлей ученых, а больше расследовали дела непонятные, связанные с некими потусторонними силами.

Самое главное в действиях католической инквизиции на землях Великого Княжества Литовского не было непримиримого отношения к другой вере. Людей не обвиняли в том, что они еретики, из-за других религиозных взглядов, не было массового сожжения книг, ну кроме легендарного уничтожения Брестской Библии. Но об этом, и о православной инквизиции на белорусских землях, мы напишем в новой статье.

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago