Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Мистическая Беларусь » Инквизиция в Беларуси
И на землях Беларуси сжигали на костре

Инквизиция в Беларуси

На землях Беларуси в средневековье деятельность инквизиции была более чем гуманной. Скорее всего, это связано с удивительной веротерпимостью, которым славилось Великой Княжество Литовское в 14-17 веках. Даже в то время, когда в союзных Польше и Чехии полыхали костры, где сжигали по наговору ведьм. Причем чаще эти казни не были освящены католической церковью, а являлась частной инициативой полусумасшедших магнатов и фанатиков иезуитов. Каждый такой случай расследовался королевскими комиссиями, в которые включали представителей сеймиков (законодательные органы низового уровня) и церкви.

Святая инквизиция

Святая инквизиция

Гуманная инквизиция Великого Княжества Литовского

К тому же на территории ВКЛ, где проживало большое количество евреев и протестантов, канцлеры ВКЛ особо жестко держали на контроле вопрос доносительства на религиозной почве. В отличии от Московии, или Польского королевства, в ВКЛ вполне комфортно существовало в одно время православие, униатство, католицизм, протестантство, арианство, иудаизм и мусульманство. Последнее в небольшом анклаве между современными городами Волковыск и Ивье, где в своё время великий князь Витовт поселил орду союзных татар.

Инквизиция пришла на белорусские земли в конце 16 века

Инквизиция пришла на белорусские земли в конце 16 века

В исторических документах известен даже случай наказания за доносительство. Некий шляхтич Лойковский обвинил дочку раввина из Быхова в колдовстве и требовал её наказания у великого князя. Комиссия установила, что вышеназванный Лойковский, терзался любовной страстью к девушке и решил таким образом освободить себя от этой муки. С точки современного человека довольно дико, но в нравы средних веков вполне вписывалось такое поведение. Комиссия быстро установила правду, и Лойковский был приговорен к штрафу и стоянию у позорного столба в центре города. Как видим, практически цивилизованные судебные разбирательства.

Хотя было и несколько зарегистрированных казней на костре санкционированных святой инквизицией, которая наиболее влиятельна была после массового появления в ВКЛ миссий ордена иезуитов. Это примерно 50-70 лет в конце 16-го начале 17-го столетья.

Отравление хозяина Мирского замка и дело минских ведьм

Первое было дело об отравлении хозяина Мирского замка. Хотя основную виновницу молодую хозяйку из-за знатности рода и влиятельных родственников сослали в монастырь, кандидатура для казни была найдена. Это была не простолюдинка, а дочка и жена шляхтича. Но её вина в исполнение коварного замысла была настолько очевидна, что после недельного разбирательства, её приговорили к сожжению на костре. Родственники отравленного магната сами пожелали привести приговор в исполнение и молодую женщину сожгли прямо во внутреннем замковом дворе.

Иезуитский комплекс в Пинске - оплот белорусской инквизиции

Иезуитский комплекс в Пинске — оплот белорусской инквизиции

Спустя некоторое время были арестованы три девушки из Минска. Их обвинили, в том, что они опоили своих гостей шляхтичей из Киева, колдовским зельем. И те видели видения страшные и узрели все круги ада. А двое не выдержали таких жутких картин и к вечеру померли. Комиссия заседала почти год, и видимо среди следователей попался ярый религиозный фанатик. Так как в документах появились, и полеты на шабаш ведьм на Лысую гору, неподалеку от нынешнего горнолыжного курорта Силичи, и заговоры на неурожай и плохую торговлю, и даже намерение опоить до смерти подкомория новогрудского (глава воеводской землеустроительной службы), чтобы воспользоваться его документами.

И на землях Беларуси сжигали на костре

И на землях Беларуси сжигали на костре

Современный взгляд на это дело повествует о некоторых вольных нравах в ВКЛ. Девицы, которых обвинили в колдовских делах, были просто девушками древнейшей профессии, они через подставное лицо, обедневшего минского шляхтича, содержали постоялый двор, для благородной публики и оказывали определенные услуги. Просто на этот раз им сильно не повезло, то ли старка была слишком крепкая, то ли шляхтичей утомил длинный путь от Киева до Минска через все корчмы и шинки, стоящие на пути. И два благородных человека скончалось непосредственно на постоялом дворе. Может это дело осталось бы в обычной судебной практике. Но один из скончавшихся был близким родственником виленского католического епископа. Племяннику такого уважаемого человека было не очень почетно умирать такой пошлой смертью, вот и был послан в Минск хитрый иезуит, с целью сделать из бытового случая «дело ведьм».

Минские ведьмы оказались жрицами любви

Минские ведьмы оказались жрицами любви

А в Минске ещё, на «ведьм» повесили и собственные грехи: плохой урожай и малый доход от торговли. И видимо какая-то история была с незаконным решением земельного вопроса, раз еще в дело втянули новогрудского подкормия. Теперь же можно обзавидоваться простоте нравов в ВКЛ, когда можно было все недостатки, недоработки и коррупцию просто свалить на ведьм. Почти после годового следствия девушки были изобличены в колдовстве и всех грехах, которые им были приписаны и приговорены к сожжению на костре. Но сама казнь нигде не описывается, возможно, она и не была исполнена, так зарегистрировано в письмах осужденных о помиловании на имя великого князя Сигизмунда.

В Пуще сжигали оборотней

В лесных поселениях Беловежской, Налибокской, Ружанской пущ с древних времен были свои способы бороться с различной нечистью. Всяких лесных оборотней, болотных людей там сжигали без всяких сантиментов. Считалось если не убить непонятное существо и не сжечь его, то все обитатели деревни превратятся из людей в оборотней.

Лесную нечисть селяне сжигали и без инквизиции

Лесную нечисть селяне сжигали и без инквизиции

С появлением на землях Великого княжества Литовского инквизиции, такие дела передавались в её ведение. К сожалению почти все архивы иезуитов были уничтожены, поэтому остались только крохи информации. Это сожженные семьи вурдалаков в Дывине и Мотоле. А также волколак, сожженный в Шерешево. Последний по свидетельству комиссии во время сожжения несколько раз перевоплощался из человека в волка и обратно.

Как можно понять из оставшихся документов — белорусская инквизиция это были такие «люди в черном» того времени. Они не занимались травлей ученых, а больше расследовали дела непонятные, связанные с некими потусторонними силами.

Самое главное в действиях католической инквизиции на землях Великого Княжества Литовского не было непримиримого отношения к другой вере. Людей не обвиняли в том, что они еретики, из-за других религиозных взглядов, не было массового сожжения книг, ну кроме легендарного уничтожения Брестской Библии. Но об этом, и о православной инквизиции на белорусских землях, мы напишем в новой статье.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники