Партизанская тема в советском и постсоветском кино – это особый пласт культуры, который необходимо рассматривать отдельно от военного кино. Здесь действуют совсем другие каноны, и ситуации в которые попадают герои, их выбор и последствия этого выбора более трагичные и драматичные, чем это бывает в обычном военном кино.
Немного пересекаются с фильмами о партизанах, только картины о разведчиках, заброшенных с заданием в тыл врага. Но разведчики – это подготовленные люди, которые сознательно выбрали это путь, а партизаны, как правило, люди, изначально поставленные в более тяжелые условия, так как они не могут отдохнуть в тылу. Они целыми годами находятся в напряженной ситуации, что создает определенную моральную атмосферу.
Белорусская ССР стала партизанским краем во время Великой Отечественной войны сразу по нескольким причинам:
Население БССР, которое в первый же месяц войны оказалось в оккупации, было переплетено с партизанским движением на уровне семейных или родственных связей. У всех коренных жителей современной Беларуси среди предков обязательно найдется партизан, подпольщик или партизанский связной.
Возможно, из-за того, что в республике не принимали героические саги, непривычно было смотреть на партизан одетых в красноармейском обмундировании, которые лихо прыгают с парашюта и с новеньким автоматами ППШ легко врываются в поселки, без проблем уничтожая немецкие гарнизоны.
Достоверность партизанского кино стала главным требованием зрителя и киностудия «Беларусьфильм» откликнулась на этот запрос, создав десятки достоверных и правдивых фильмов, за что на долгие годы получило второе название «Партизанфильм». Мы представим те фильмы, которые необходимо смотреть для сохранения исторической памяти.
Один из первых фильмов ставших чрезвычайно популярных среди не только белорусских зрителей, но и любителей кино всего Советского Союза стала партизанская драма по сценарию Константина Губаревича «Девочка ищет отца». Режиссеру Льву Голубу удалось создать кинокартину, которую с удовольствием смотрели и взрослые, и дети. Фильм о маленькой дочке партизанского командира батьки Панаса, которую прячут от гитлеровцев старый лесник и его внук в 1959 году посмотрело более 35 000 000 зрителей.
Этот рекорд по просмотрам партизанского кино так никто и не побил. Не так давно фильм стал цветным.
В 1964 году на экраны вышел фильм-событие. Это экранизация белорусским режиссером Виктором Туровым повести Павла Нилина «Через кладбище». Удивительно, как белорусское руководство выпустило фильм, где героический эпос отсутствует целиком. Фильм о группе партизан, которым необходимо подорвать железную дорогу, наполнен простой философией войны и в то же время показывают всю трагедию мирного населения, которое оказалось в оккупации из-за быстрого отступления Красной Армии в 1941 году. Фильм и сейчас не потерял своей актуальности и имеет высокие рейтинги на специализированных сервисах. Кинокартина Виктора Турова в 1995 году попала в список ЮНЕСКО «100 лучших фильмов о войне» и до сих пор там пребывает. «Беларусьфильм» включил картину в свой список золотого фонда.
«Восточный коридор» режиссера Валентина Виноградова стал уникальным событием для всего советского и европейского кино. Созданный, по личному указанию популярного коммунистического лидера БССР Петра Машерова, фильм оказался слишком правдивым и из-за этого непроходимым в советском прокате. Хотя Виноградов всё предусмотрел. После четырехчасового разговора с Машеровым, он понял свою задачу, как снять фильм о подполье и партизанах на правдивом материале, который бы понравился возглавляющим БССР бывшим партизанам.
Поэтому съемочная группа несколько месяцев опрашивала минских партизан и подпольщиков. На этих воспоминаниях был создан уникальный сценарий, где нашлось место голоду в партизанском отряде, предательству подпольщиков, гетто и массовому уничтожению евреев. Фильм получился с притчевым сюжетом, экстравагантностью антуража и эстетизацией натурализма. В тоже время, на закрытой премьере плакали всем залом еще не старые партизаны и подпольщики, испытав вновь страшные эмоции войны. По мнению большинства критиков, если бы «Восточный коридор» вместо полки в 60-ых годах отправили на международный кинофестиваль, он скорее всего получил главный приз престижных мировых кинофестивалей.
Виктор Туров в конце 60-ых годов, несмотря на молодость уже считался маститым режиссером и получил возможность экранизировать популярный роман-дилогию Алеся Адамовича «Партизаны». Сценарий фильма создавал сам Адамович, который о партизанах знал не из мемуаров партийных руководителей, которые руководили партизанами из Москвы, а из собственного жизненного опыта.
Сам Адамович подростком уже был партизанским связным и разведчиком и знал со всеми подробностями жизнь в оккупации и нелегкую долю партизана. Первый фильм «Война под крышами» вышел в 1971 году и оказался отлично принят и руководством страны и простыми зрителями. История матери, которая с сыновьями борется с фашистами, стала популярной, в том числе благодаря великолепной игре Нины Ургант. О других белорусских фильмах, которые до сих пор остаются самыми правдивыми фильмами о партизанах, поговорим во второй части.
К вечеру 26-го июня 41 года в районе Восточных валов Брестской крепости шли оживленные боевые… Read More
В ударную роту лейтенанта Виноградова, которая должна была осуществить прорыв немецких позиций на Кобринском укреплений… Read More
Ударную роту для прорыва осажденной Брестской крепости сформировали к удивлению командиров очень быстро. Бойцы, запертые… Read More
Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More
Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More
Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More