Полоцкая София – древнейший храм Беларуси, окруженный тайнами. Несмотря на свой статус, а по значимости, Полоцкий собор не уступает киевскому Софийскому собору, об этой церкви пишут немного и неохотно. Возможно, это связано с тем, что нынешний вид полоцкого Софийского собора значительно отличается от классических православных церквей.

Основная причина в том, что храм несколько сотен лет был центром униатства в восточных областях нынешней Беларуси и после разрушения был восстановлен в архитектурных традициях «виленского барокко», которое больше сходно с европейской строительной школой, чем классические православные церкви, построенные по византийскому образцу.

Легендарная Полоцкая София

Вторая святая София в мире

Хотя первоначально именно полоцкая София была построена с соблюдением всех классических византийских канонов. Эту постройку затеял князь Брячислав Изяславич Полоцкий, показывая свою независимость от древнерусского государства, с центром в Киеве. У него были очень сложные отношения с киевским князем Ярославом Мудрым, с которым они никак не могли поделить славянские земли.

А ведь первая деревянная церковь возникла в Полоцке за три года до крещения Руси в 977 году и тоже носила имя святой Софии, а 992 году в городе появился первый греческий епископ и центр епископской кафедры. В 1029 году в Полоцк прибывает личный посланник византийского патриарха с архитектором, которому поручено возведение второй в мире православной Софии после Константинополя. Киевский храм святой Софии начали возводить на 7 лет позже, а Новгородский на 15 лет позже.

Полоцкая София в XI веке

Но Полоцкий храм строился дольше всех, целых 30 лет, современные исследователи связывают это с тем, что одновременно под храмом строилась подземная секретная часть собора и два монастыря с монастырской школой, которые, не дошли до наших времен. Кроме того постоянные войны, отвлекали финансовые и человеческие ресурсы.

Всеслав Чародей и полоцкие колокола

Достроил собор самый знаменитый правитель Полоцка Всеслав Чародей, который по некоторым сведениям не являлся примерным христианином, а по некоторым легендам, вообще был ведьмаком-оборотнем. Именно с этим связана интересная история.

Полоцкий князь Всеслав Брячиславович

Как-то князь Всеслав, в году так 1066, отправился в небольшую военную экспедицию, то ли очередной раз пленников среди радимичей набрать, то ли ограбить города Туров и Заславль – являющихся киевскими вассалами, не в этом суть. В городе не было, ни его, ни дружины «а воинов тех две тысячи, шлемы у них золоченые, кольчуги серебренные, а кони степные половецкие, на которых и хану не стыдно в поход отправится».

Летучая дружина полоцкого князя

В это время очередной варяжский военачальник новгородского войска решил по легкому пограбить Полоцк. Что ему и удалось, среди остального были украдены и знаменитые колокола полоцкой Софии, отлитые в Византии и стоившие Всеславу 3000 гривен золотом, что примерно составляло ежегодный доход среднего древнерусского княжества.

Возможно будет интересно: экскурсия в Полоцк.

Кроме того с колоколами была связано предание, что Всеслав слышит полоцкие колокола в любом месте, хоть в Киеве, хоть в Смоленске. Поэтому в то время никто и не удивился, что не успела довольная новгородская дружина отпраздновать дома богатую добычу, как у стен появились стальные ряды войска Всеслава Чародея. Закончилось всё полным разорением Новгорода и угоном его жителей в рабство, и новенькая новгородская София, лишилась уже своих колоколов и ценностей, которые не успели спрятать священники. А полоцкие колокола были водружены на своё место, чтобы и в дальнейшем могли предупреждать своего князя об опасности.

Почему Иван Грозный подарил реликвию Полоцкой Софии

Вторая история связана с именем Ивана Грозного. Жестокий русский царь испытывал особые чувства к главной православной святыни Беларуси – крестом Ефросиньи Полоцкой, который хранился в Спасо-Ефросиньевском женском монастыре с момента его изготовления до 1222 года. Но во время очередной полоцко-смоленской междуусобицы, он попал в Смоленск, где после присоединения этого города к ВКЛ, крест имел статус главной православной реликвии Великого княжества Литовского.

Святая реликвия Беларуси

Но отец Ивана Грозного – Василий III в 1514 году штурмом взял Смоленск и перевез артефакт в Москву. Здесь он попадает в руки Елены Глинской, дочери брестского старосты, жены московского царя, которая считала этот крест самой главной православной реликвией. И это же отношение она передала своему сыну Ивану Васильевичу.

Московский царь Иван Грозный, по свидетельству современников не расставался с эти крестом никогда. Иногда носил его на груди, постоянно целовал и молился. В 1563 году московские войска осаждают Полоцк. В это время в Софийском соборе Полоцка, собирается так называемая «пятая колонна» состоящая из московских купцов, священников московской автокефальной церкви, сторонников митрополита Макария, и местных жителей, которым была обещана награда. В Полоцкой Софии открыто проводится молебен во славу царя Ивана и московских войск.

Возможно будет интересно: экскурсия в Софийский Собор.

В этот раз Полоцк Ивану Грозному удалось взять. Но взятие города, было отмечено огромным количеством жутких злодеяний, о которых выжившие иностранцы писали с диким ужасом и спустя десятки лет. Все виды казней, которые был способен выдумать средневековый изощренный мозг, были применены к жителям крупнейшего города ВКЛ на восточных рубежах.

Иван Грозный в Полоцке

Горожане были вырезаны полностью, за исключением тех, кто находился в Софийском Соборе Полоцка. И когда царь подъехал со своими телохранителями и зашел внутрь церкви, он внезапно начал срывать с себя одежду, а потом и большой деревянный крест и все присутствующие в храме увидели ярко-красный ожог на теле Ивана Грозного в виде креста. А сам Крест Ефросиньи упал на сорванную рубаху царя и начал кровоточить. Царь понял, что православная святыня отвергла его, и в ужасе покинул храм. А крест остался в Софийском Соборе.

Но именно деятельность московских священников во время Ливонской Войны, привела к реформации церкви в Великом Княжестве Литовском. Церкви по Брестской унии становятся подчиненными Киевского униатскому митрополиту, а службы начинают проводить на белорусском языке, открываются учебные заведения для подготовки священнослужителей из числа разночинцев ВКЛ. Большинство православных священников, кроме самых ярых фанатиков становятся униатами. Такая же перестройка происходит и в католической церкви Беларуси, большинство костелов становятся протестантскими соборами, и латынь в богослужениях заменяет белорусский язык.

Неразгаданные загадки полоцкой Софии

Святая София становится униатским собором, здесь располагается кафедра епископа, но святой Крест Ефросиньи находится в центре храма, чтобы любой желающий, любой веры мог прикоснуться к святыни. В Полоцк ездят, поклониться святому артефакту не только жители Гродно, Киева, Минска, Вильно, но и тайком пробираются гости из Москвы, Пскова, Новгорода. От огромных приношений приход Святой Софии становится одним из самых богатых христианских церквей Европы. При нем действует две школы, больница, приют, мастерские, библиотека. Но всё великолепие закончилось после визита в храм русского царя Петра Первого. Но об этом будет вторая часть на Welcome-Belarus.RU.

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago