Все

Оборона Брестского вокзала, правда и мифы (1 часть)

К 23 июня 1941 года в городе Бресте оставался лишь только один очаг сопротивления. Остальные редкие попытки организовать сопротивление были подавлены еще к полудню 22 июня. Активная стрельба слышалась только из района Брестской крепости и Брестского вокзала.

Об обороне вокзала вроде бы и написано достаточно много материала, но все они пересказывают, либо самые первые сведения о защитниках, записанные еще писателем Сергеем Смирновым в начале 50-ых годов, либо вольные пересказы немногочисленных мемуаров времен «хрущевской» оттепели. Но все эти материалы несут какую-то недосказанность. Очень разнится количество, как людей, которых война застала на вокзале, так и самих защитников.

Брестский вокзал построен был поляками

Брестский вокзал накануне войны

Интересен вопрос, почему многие современные исследователи пытаются принизить значение обороны вокзала, пытаясь доказать, что из окон современного подвала невозможно обстрелять перроны и пути. В тоже время 24 июня комендант Бреста генерал-лейтенант Вальтер фон Урн, запрашивает в штабе группы армий «Центр», специалистов по боевым действиям в условиях подземных коммуникаций и свое требование подкрепляет цифрами, что более 35 эшелонов, находятся в режиме ожидания, в связи с опасностью железнодорожного движения, через Брестский железнодорожный узел.

Все кто вспоминает последний мирный день, всегда отмечают напряженность жителей города, которые еще за две недели до начала войны разобрали в местных магазинах продовольственные товары длительного хранения и промышленные товары, и беззаботность официальных советских и военных властей.

Милиция в довоенном Бресте отличалась особой беспечностью

Например, мало кто знает, что немецкие офицеры приезжали на танцы в Брестский гарнизонный дом офицеров, который находился напротив вокзала, вплоть до 15 июня 1941 года. По воспоминаниям брестского железнодорожника Андрея В., немцы ездили каждую неделю. Впереди шла мотодрезина с пулеметом, к ней был прицеплен классный вагон, в котором обычно находилось до 50 офицеров в звании от обер-лейтенанта, до подполковника. Причем германские офицеры вели себя довольно дерзко, и, по свидетельству начальника оперативного отделения штаба 28 стрелкового корпуса Евгения Синковецкого, они 15 июня оскорбили одну из жен командиров. Поэтому 22 июня командиры штаба корпуса ждали их в гости, с целью поквитаться, невзирая на запрет командира и комиссара корпуса.

Непонятно с чем связана такая лояльность в пограничном городе. В ночь на 22 июня творилось вообще что-то невообразимое. Милиционеры идут по улице, видят как группа гражданских лиц весело и нагло режут телеграфные провода, ничего не предпринимают, только докладывают дежурному, которые самолично решает, что это простой аварийный ремонт. Или в 1.30 группа из 30 младших офицеров — пограничников требует у дежурного вокзала отправить их на станцию Высоко-Литовск, причем вид у пограничников очень отличается от внешнего вида командиров РККА. Между собой они разговаривают на немецком языке. Но дежурного начальника милиции это не смущает, и он делает внушение милиционеру, который об этом докладывает и арестовывает учителя-еврея, который настаивает на проверке у пограничников документов. В 2.30 странным пограничникам предоставили паровоз и вагон и отправили на север.

На Брестском вокзале отметились элитные немецкие диверсанты

Почему захлебнулся первый штурм вокзала

Во время артиллерийского налета вокзал, привокзальные строения, пути практически не пострадали. Было понятно, что немцы решили максимально сберечь транспортную инфраструктуру Брестского железнодорожного узла. Долгое время считалось, что немцы очень быстро захватили вокзал при помощи бронепоезда и диверсионных групп полка специального назначения «Бранденбург». Но оказывается это не совсем так.

Немцы, каким то образом ,смогли моментально уничтожить 3 роту 60 полка НКВД, охранявшюу железнодорожный и автомобильные мосты через Западный Буг. И могли быть уже в 4.30-4.50 на перронах Брестского вокзала. Там к 4 утра скопилось почти 1500 гражданских лиц, пассажиров утренних поездов на Москву, Минск и Киев.

Атака Брестского Вокзала с северной окраины города

Но на пути немцев встал старый форт «Граф Берг», который по замыслу строителей Брестской Крепости контролировал железную дорогу. На 22 июня 1941 года в форте был расквартирован 1 дивизион 132 артиллерийского полка 6 стрелковой дивизии, но практически без орудий. Материальную часть увезли 19 июня на полигон, за исключением одной дивизионной пушки, которая и находилась в ремонтном взводе.

До того, как орудие подбили, оно успело сделать 7 выстрелов и значительно повредить немецкий бронепоезд, которому ничего не оставалось делать, как отползти на станцию Тересполь. Фашистские диверсанты залегли и стали ожидать подкрепления. Бойцы 131 артполка, пользовались укрытиями форта, которые были неуязвимыми для немецкой полковой артиллерии. Поэтому враг смог только к 11 утра прорваться мимо героических артиллеристов, которых массированный минометный огонь загнал в казематы форта « Граф Берг».

Только к 11 утра немцы смогли приблизиться к вокзалу

Какая сразу картина интересная вырисовывается; у руководства области и железной дороги было почти 7 часов, для эвакуации и организации обороны вокзала, паровозного депо, водокачки и других стратегических объектов Брестского железнодорожного узла. Как вспоминал дежурный по вокзалу, он уже в 5.30 послал в штаб корпуса на улицу Леваневского — это примерно 700-800 метров от вокзала, связного к командиру корпуса генерал-майору Попову, с просьбой дать указание, что делать с гражданскими людьми и выделить подкрепление для обороны вокзала. На что получил указание не паниковать, и дать время разобраться.

Видимо руководство 28 стрелкового корпуса быстро разобралось в ситуации, так как в 6 утра уже покинуло Брест, перебравшись на 25 километров восточнее, в район станции Жабинка, где находилась часть корпусных оружейных складов и резервный командный пункт. Надо отдать должное, что без указания сверху, начальник Брестского отделения железной дороги Леонид Елин и начальник железнодорожной милиции Алексей Воробьев смогли отправить на восток три состава с женщинами и детьми. Их по дороге обстреляли самолеты, но они смогли добраться в тот же день до Баранович.

Военный комендант Бреста для захвата вокзала запросил особых специалистов

Руководство области на вокзале так и не появилось, оно эвакуировалось со станции Брест-Полесский, где стоял бронепоезд, приписанный к 60 полку войск НКВД. Вот он и послужил средством бегства, вместо защиты железнодорожных мостов через Западный Буг и Мухавец. К 11.20 на вокзал прибежала группа пограничников, с донесением, что по улице Ленина к вокзалу двигается колонна мотоциклистов и бронеавтомобилей. С этого момента начинается сама оборона Брестского вокзала. Но об этом уже во второй части.

Recent Posts

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

3 дня ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

1 неделя ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

2 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

3 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева ( 1 часть )

Когда изучаешь боевые действия 4 Армии РККА 22-23 июня 1941 года, это единственные  даты, когда… Read More

4 недели ago