В Российской Империи Борисов ничем не выделялся среди других уездных городов на новых территориях, приобретенных в ходе раздела Речи Посполитой.

Типичный имперский городок
В начале XIX века император Александр Первый еще рассматривал создание автономного вассального Великого княжества Литовского с максимальных сохранением исторических законов и свобод. Это обеспечило российскому императору симпатии как мелкой, так и средней шляхты. Кроме того городские обыватели, переведенные Екатериной Второй из дворянского сословия в мещане, связывали с Александром Первым надежды на восстановление в дворянском звании. Крупные магнаты, такие как Радзивиллы, Потоцкие, Огинские, были приняты в Петербурге с полным радушием и стали камергерами, сенаторами, министрами. В надежде на получение автономии, подобного Польше или Финляндии на территории бывшей ВКЛ временно прекратились бунты и восстания.
Население Борисова и окрестных деревень в 1811 году активно приняло участие в земляных работах. По замыслу российских военных стратегический мост через реку Березина должно было прикрывать предмостное укрепление, состоящее из 8 батарей. К началу вторжения Наполеона все земляные работы были завершены, но артиллерийские орудия так и не были установлены. Русские войска не стали защищать город, и французы взяли его без боя.

Город-катастрофа для императора Франции
Император Франции создал 1 июля 1812 года Комиссию временного правления в Великом княжестве Литовском, которое управляло двумя генерал-губернаторствами: Литовским, куда входили Минский, Гродненский, Виленский департаменты, Белостокская область и Белорусским, с Витебским, Могилевским и Смоленским департаментами. Шляхта восприняла популистский ход Наполеона как предвестник независимости и поэтому с энтузиазмом пошла служить во французскую армию. Из шляхты, мещан и крестьян бывшего Великого княжества Литовского французский император планировал создать отдельный корпус, состоящий из четырех смешанных дивизий.
Об этом он и сообщил на совещании, которое проходило вначале июля в Старо-Борисове, в новеньком дворце, который незадолго до войны построил себе один из Радзивиллов. В этом же дворце Наполеон провел свою самую страшную ночь на 26 ноября 1812 года, когда «Великая армия» панически отступала, избиваемая легкими кавалерийскими отрядами российской армии. Артиллерия разрушила мост, и французские солдаты тысячами тонули, при попытках пробраться по тонкому льду. Всю злобу вымещали на местном населении, которое поняв, что французская армия несет лишь разорение и голод массово уходило в партизаны.
По докладной записке минскому губернатору только в феврале-марте 1813 года мещане и крестьяне Борисовского уезда захоронили и сожгли более 40000 тел , которые пролежали всю зиму на берегах Березины.

Промышленный бум и голодный бунт
Отечественная война 1812 года окончательно разорила население города. В 1825 году в городе имелось только одно каменное здание – тюремный замок. Весь город, в котором проживало более 2000 жителей, был деревянный, поэтому горел в среднем раз в три года. В 1871 году через Борисов прошла железная дорога Москва-Брест, ставшая одной из самых оживленных в Российской Империи.
На правом берегу реки была построена станция и небольшой промышленный поселок, который быстро разрастался. С городом Борисов пристанционный поселок соединялся длинным деревянным мостом, который имел длину более полутора километров. В те годы река Березина была широкой, бурной и по весне выходила из берегов. Промышленный поселок, где появились железнодорожные мастерские, водокачка, получил название Ново Борисов. Железная дорога и еврейские фабриканты вдохнули новую жизнь в старинный город. К концу XIX века Борисов считался крупным промышленным центром, где проживало почти 20000 жителей, среди которых 10% составляли рабочие крупных фабрик.

Две спичечные фабрики в Борисове считались одними из крупнейших в Российской Империи, а продукция бумажной фабрики «Папирус» шла на изготовление акций и других ценных бумаг. В городе работало порядка 30 фабрик и на крупнейших трудились сотни рабочих. Пролетариат Борисова принимал активное участие в волнениях 1905 года, а также революции 1917 года. Но несмотря на гимназии, большие магазины и газовое освещение Борисов по-прежнему оставался глубоко провинциальным городом.
Рижский мирный договор оставил город в составе Белоруской ССР. Правительство советской республики планировало создать в Борисове крупнейшие производства. Население города до 1930 года выросло втрое и продолжало расти. В городе появился гигантский лесопромышленный комбинат, на котором трудилось около трех тысяч рабочих. Появился механический и стекольный заводы. Но рост города и слабые управленческие кадры привели к тому, что в апреле 1932 года было издано распоряжение о лишении хлебного пайка иждивенцев, детей, студентов техникумов, рабочих торфоразработок и других категорий.

В Борисове вспыхнул бунт. Очереди громили магазины и захватывали автомобили развозившие хлеб. Самое страшное для властей было то, что голодные милиционеры и красноармейцы с симпатией относились к бунтовщикам, и поэтому их нельзя было применять при подавлении волнений. В результате руководство БССР было вынуждено просить Москву о выделении 10000 тонн зерна для исправления ситуации, а непопулярные меры о снижении и лишении хлебных пайков отменить. Своих должностей лишилось районное и городское руководство. По «Борисовскому хлебному делу» было арестовано 42 человека, но максимальный срок наказания не превышал трех лет. Яркую страницу впишет Борисов в 1941 году, но об этом мы еще напишем…
Читайте также
- Грюнвальдская битва для белоруских хоругвей
- Несчастный город князя Бориса
- Смоленские полки Грюнвальда из Орши и Мстиславля.
- Древняя крепость князя Рогволода
- Неспокойная порубежная крепость






