Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63
+375 29 576-47-84
MAX, Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 29 576-47-84
MAX, Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Малоизвестные достопримечательности Беларуси » Зловещий город для французского императора
Борисов стал центром лесной промышленности БССР.

Зловещий город для французского императора

В Российской Империи Борисов ничем не выделялся среди других уездных городов на новых территориях, приобретенных в ходе раздела Речи Посполитой.

Памятник батареи в Борисове

Памятник батареи в Борисове

Типичный имперский городок

В начале XIX века император Александр Первый еще рассматривал создание автономного вассального Великого княжества Литовского с максимальных сохранением исторических законов и свобод. Это обеспечило российскому императору симпатии как мелкой, так и средней шляхты. Кроме того городские обыватели, переведенные Екатериной Второй из дворянского сословия в мещане, связывали с Александром Первым надежды на восстановление в дворянском звании. Крупные магнаты, такие как Радзивиллы, Потоцкие, Огинские, были приняты в Петербурге с полным радушием и стали камергерами, сенаторами, министрами. В надежде на получение автономии, подобного Польше или Финляндии на территории бывшей ВКЛ временно прекратились бунты и восстания.

Население Борисова и окрестных деревень в 1811 году активно приняло участие в земляных работах. По замыслу российских военных стратегический мост через реку Березина должно было прикрывать предмостное укрепление, состоящее из 8 батарей. К началу вторжения Наполеона все земляные работы были завершены, но артиллерийские орудия так и не были установлены. Русские войска не стали защищать город, и французы взяли его без боя.

Страшная переправа

Страшная переправа

Город-катастрофа для императора Франции

Император Франции создал 1 июля 1812 года Комиссию временного правления в Великом княжестве Литовском, которое управляло двумя генерал-губернаторствами: Литовским, куда входили Минский, Гродненский, Виленский департаменты, Белостокская область и Белорусским, с Витебским, Могилевским и Смоленским департаментами. Шляхта восприняла популистский ход Наполеона как предвестник независимости и поэтому с энтузиазмом пошла служить во французскую армию. Из шляхты, мещан и крестьян бывшего Великого княжества Литовского французский император планировал создать отдельный корпус, состоящий из четырех смешанных дивизий.

Об этом он и сообщил на совещании, которое проходило вначале июля в Старо-Борисове, в новеньком дворце, который незадолго до войны построил себе один из Радзивиллов. В этом же дворце Наполеон провел свою самую страшную ночь на 26 ноября 1812 года, когда «Великая армия» панически отступала, избиваемая легкими кавалерийскими отрядами российской армии. Артиллерия разрушила мост, и французские солдаты тысячами тонули, при попытках пробраться по тонкому льду. Всю злобу вымещали на местном населении, которое поняв, что французская армия несет лишь разорение и голод массово уходило в партизаны.

По докладной записке минскому губернатору только в феврале-марте 1813 года мещане и крестьяне Борисовского уезда захоронили и сожгли более 40000 тел , которые пролежали всю зиму на берегах Березины.

Разгром французской армии

Разгром французской армии

Промышленный бум и голодный бунт

Отечественная война 1812 года окончательно разорила население города. В 1825 году в городе имелось только одно каменное здание – тюремный замок. Весь город, в котором проживало более 2000 жителей, был деревянный, поэтому горел в среднем раз в три года. В 1871 году через Борисов прошла железная дорога Москва-Брест, ставшая одной из самых оживленных в Российской Империи.

На правом берегу реки была построена станция и небольшой промышленный поселок, который быстро разрастался. С городом Борисов пристанционный поселок соединялся длинным деревянным мостом, который имел длину более полутора километров. В те годы река Березина была широкой, бурной и по весне выходила из берегов. Промышленный поселок, где появились железнодорожные мастерские, водокачка, получил название Ново Борисов. Железная дорога и еврейские фабриканты вдохнули новую жизнь в старинный город. К концу XIX века Борисов считался крупным промышленным центром, где проживало почти 20000 жителей, среди которых 10% составляли рабочие крупных фабрик.

Строительство железной дороги вдохнуло жизнь в Борисов

Строительство железной дороги вдохнуло жизнь в Борисов

Две спичечные фабрики в Борисове считались одними из крупнейших в Российской Империи, а продукция бумажной фабрики «Папирус» шла на изготовление акций и других ценных бумаг. В городе работало порядка 30 фабрик и на крупнейших трудились сотни рабочих. Пролетариат Борисова принимал активное участие в волнениях 1905 года, а также революции 1917 года. Но несмотря на гимназии, большие магазины и газовое освещение Борисов по-прежнему оставался глубоко провинциальным городом.

Рижский мирный договор оставил город в составе Белоруской ССР. Правительство советской республики планировало создать в Борисове крупнейшие производства. Население города до 1930 года выросло втрое и продолжало расти. В городе появился гигантский лесопромышленный комбинат, на котором трудилось около трех тысяч рабочих. Появился механический и стекольный заводы. Но рост города и слабые управленческие кадры привели к тому, что в апреле 1932 года было издано распоряжение о лишении хлебного пайка иждивенцев, детей, студентов техникумов, рабочих торфоразработок и других категорий.

Борисов стал центром лесной промышленности БССР.

Борисов стал центром лесной промышленности БССР.

В Борисове вспыхнул бунт. Очереди громили магазины и захватывали автомобили развозившие хлеб. Самое страшное для властей было то, что голодные милиционеры и красноармейцы с симпатией относились к бунтовщикам, и поэтому их нельзя было применять при подавлении волнений. В результате руководство БССР было вынуждено просить Москву о выделении 10000 тонн зерна для исправления ситуации, а непопулярные меры о снижении и лишении хлебных пайков отменить. Своих должностей лишилось районное и городское руководство. По «Борисовскому хлебному делу» было арестовано 42 человека, но максимальный срок наказания не превышал трех лет. Яркую страницу впишет Борисов в 1941 году, но об этом мы еще напишем…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники