К юбилею Победы принято выпускать новый художественный фильм на военную тематику. И вот к 50-летию и к 80-летию Победы в Великой Отечественной Войне за основу фильма было взято, самое яркое и драматическое произведение об обороне Брестской крепости – повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Очень интересно сравнить два фильма по одному и тому же произведению с разницей в 30 лет. И при учете того, что фильм, снятый в 1995 году, испытывал хроническую нехватку в финансах, а экранизация 2025 года имела бюджет в один миллиард рублей.
Борис Васильев был недоволен старой экранизацией
Фильм 1995 года создавался еще при жизни автора – Бориса Васильева и ему этот фильм категорически не понравился. Во- первых писатель считал, что нельзя раскрыть становление воина, когда из мальчишки-лейтенанта за несколько месяцев вырастает матерый волчище, у которого война – это дело всей жизни. А во-вторых, Борис Васильев, сам фронтовик, считал что режиссер сделал из военный драмы боевик, смысл которого очень далек от главного посыла повести.
Публично это не афишировалось, но писатель запретил использовать в фильме оригинальное название, и в кинотеатры картина вышла под названием «Я — русский солдат». В 1995 году, когда все снимали про мафию, военный фильм был редкостью. Снял фильм Андрей Малюков, известный тем, что создал великолепную картину про военные учения «В зоне особого внимания» и первый советский фильм-катастрофу «34 скорый».В нынешнем веке Малюков известен, прежде всего, сериалом «Диверсант» и фильмом «Мы из будущего».
Наверняка и новый фильм «В списках не значился» тоже не получил бы одобрения автора. Борис Васильев, как большинство писателей-фронтовиков, очень трепетно относился к экранизации своего творчества, настаивая на максимальной достоверности передачи замысла автора. Несмотря на то, что режиссером фильма значится Сергей Коротаев, это не должно никого вводить в заблуждение. Главным в создании фильма был маститый Владимир Машков, чей лик и украшает официальный постер фильма. Роль у художественного руководителя театра «Табакерка» не главная, но очень узнаваемая – старшины Степана Матвеевича, заведующего складом. Машков – в этом фильме остается единственным узнаваемым лицом, остальные роли были отданы молодым артистам театра «Табакерка», что сделало фильм более динамичным и ярким.
Фильм не провалился в прокате
Владимир Машков также обещает летом 2025 года выпустить спектакль, с теми же актерами и нарезкой видеоряда с батальными сценами. Возможно, данный проект будет успешным. Эта статья выходит в июле 2025 года и эксперты уже сделали итог, что фильм финансово себя не оправдал, но близок к этому. В кинопрокате в Российской Федерации и Беларуси и других странах он заработал чуть больше 900 миллионов российских рублей. С учетом искусственных ограничений в зарубежном прокате, выручка фильма на военную тематику была достаточно серьезной.
Но жители Бреста затаили обиду на продюсера Владимира Машкова, который намекал, что предпремьерный показ пройдет в Бресте, в канун 9 мая, но он так и не состоялся, хотя в фильме сотни жителей города Бреста играли горожан 1941 года.
Правдивое начало военной драмы
Фильм начинается с приезда молодого лейтенанта из Москвы. Юноша сразу после школы попадает в военное училище и проходит сокращенную программу обучения. Советский Союз в те годы старался массово готовить низшее командирское звено. И количество выпускаемых лейтенантов нивелировало качество командной подготовки. Таких лейтенантов в гарнизон Бреста накануне войны прибыло несколько десятков. А так как в брестском гарнизоне был официальный выходной, и большинство командиров гарнизона его проводило с семьями, то никто из них не был оформлен приказом, и, соответственно, не числился в списках части. Именно поэтому повесть Бориса Васильева, по которой был снят фильм, называется «В списках не значился».
Брест 1941 года производит на главного героя сильное впечатление. Город меньше двух лет находится в составе Советского Союза, поэтому представляет собой гремучую смесь буржуазных отношений и советских порядков, с выразительным еврейским акцентом. Брест перед Великой Отечественной Войной, продолжает принимать беженцев-евреев с территории бывшей Польши, на месте которой создано генерал-губернаторство. Это подчеркивает обстановка на вокзале, где лейтенант Плужников начинает своё знакомство с новым местом службы.
Тут он видит и первого немецкого офицера, который вольготно сидит в ресторане. В этом нет ничего удивительного. В июне 1941 года в пограничном городе можно было встретить и немецких пограничников и немецких жандармов, которые в городе находились легально, входя в различные совместные комиссии. В Бресте также улаживались все пограничные воздушные инциденты, которые возникали при пересечении границы немецкими и советскими самолетами.
Как вспоминал командир 10-ой смешанной авиационной дивизии полковник Николай Белов, встречи с немецким военно-воздушным командованием были регулярными и проводились в Бресте в кафе Гарнизонного дома офицеров. После этих встреч нужно было писать отчеты начальнику 3-го отдела штаба армии и начальнику отдела политической пропаганды. Так что и евреи на вокзале, и немецкий офицер в ресторане – это детали вполне достоверные и документально подтвержденные. Удачным ходом была ночная съемка в декорациях зала ожидания Брестского вокзала. Но дальше создатели фильма включили бурную фантазию, об этом во второй части…
Читайте также
- В списках не значился. Последние защитники Брестской крепости.
- Лучший белорусский фильм 2024 года.
- 11 лучших белорусских фильмов ко Дню Победы (часть 2)
- 11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)
- Военные фильмы об освобождении Беларуси