По количеству расхищенных национальных артефактов Беларусь может легко удержаться в тройке мировых лидеров. Постоянные войны, разделы, восстания и революции вымывали ценности с её территории могучими потоками. Обратно никто ничего возвращать не собирался, а если и были случаи, например в 1945 году БССР вернули из Германии большую часть Несвижской радзивилловской галереи, то коммунистические лидеры советской республики предпочитали подарить его братским товарищам из Польской Народной Республики.
А драгоценную шпагу великого князя Литовского Августа музейщики из бывших партизан поменяли на первое издание Карла Маркса с автографом бородатого основоположника коммунистической теории. И недобитые фашисты из Германской Демократической Республики сразу поняли, что настоящий белорус — это интернационалист, который ценит коммунистическое будущее гораздо сильнее, чем какая-то шпага толедских оружейников в золотых ножнах, украшенная индийскими самоцветами.
Библиотека Полоцкой Софии
Одним из самых древних пропавших артефактов является библиотека Полоцкой Софии. На протяжении 400 лет главный храм святой Софии являлся основным культурным центром Полоцкой земли. Здесь находился архив княжества, центр полоцкого летописания и библиотека, которую начала собирать святая Ефросинья. Ей благоволили константинопольские императоры и патриархи, посылая в дар книги, святые мощи в ковчегах и драгоценные иконы.
Кроме того, в XI-XIII веках Полоцкая библиотека Софийского собора скупала книги по всей Восточной Европе, и к началу XVI века библиотека состояла из 16 000 томов, включая драгоценные подлинники древнегреческих и древнеримских историков и философов. Библиотека исчезла после взятия Полоцка московскими войсками. И непонятно, то ли она была вывезена в Москву, где и составила основу легендарной библиотеки Ивана Грозного, или вовремя спрятана хранителями библиотеки в древнем полоцком подземном лабиринте, как считал академик, директор Белорусского государственного музея, Вацлав Ластовский.
Древнейшая православная икона — подарок византийского императора
Эфеская икона Божьей Матери — одна из самых древних христианских икон, написанных по преданию самим евангелистом Лукой, как прижизненный портрет богоматери. Образ получил в дар от византийского императора отец Ефросиньи Полоцкой, Святослав Всеславович, за безупречную службу. Князь Святослав и передал её в Полоцк дочери. Затем икона долгое время находилась в главном храме Торопца и была одним из основной православной реликвий Великого Княжества Литовского.
Но в начале XVI века при захвате города московским государством её следы теряются. Существует два ранних списка XVI века, один из которых долгое время считался подлинным образом. Видимо, перед взятием города московскими войсками местный епископ и войт сумели подменить образ, висевший в главном храме города. Так или иначе, один из самых знаменитых образцов иконописи I века в настоящее время потерян.
Загадочная сабля Радзивилла
Сабля Радзивилла — драгоценный клинок, захваченный в бою с отрядом крымских татар. Старинный арабский клинок вез специальный посол из Голландии с большой охраной. Сабля очень старинной работы, принадлежавшая хорезм-шаху и хану Тохтамышу. Она была послана в подарок крымским ханам от голландских купцов.
Сабля отличалась необычным цветом, с синим отливом, и необъяснимыми свойствами металла. Она имела вечную заточку, и на спор Радзивилл, чтобы удивить гостей у себя в Несвиже, перерубал ею, то деревянные бревна, то шеи тучным волам, с одного удара. Следы сабли теряются в 1831 году после подавления антироссийского восстания. Возможно, Михаил Гедеон Радзивилл, один из предводителей восстания, мог выторговать себе за уникальное оружие у российского императора отъезд с места ссылки из Ярославля в Дрезден. Но больше саблю Радзивилла никто публично не видел.
Корона работы Бенвенуто Челлини
Корона великого князя Литовского, сделанная гением ювелирного дела Бенвенуто Челлини, тоже относится к потерянным артефактам белорусской истории. Известному итальянскому мастеру коронационный убор заказала Бона Сфорца, мать великого князя Литовского Сигизмунда II Августа. Этот подарок предназначался на 14-летие великого князя.
В 1533 году представительнице родов Сфорца и Медичи пришлось употребить всё своё обаяние и немалые деньги вначале чтобы убедить папского ювелира взяться за эту работу, а затем договориться cо своим дальним родственником папой Климентом VIII, чтобы тот благославил эту работу. Но корона, выполненная из золотых пластин с сюжетами из истории ВКЛ, украшенная тремя огромными желтыми алмазами, что символизировало три части основного титула великого князя, стала шедевром ювелирного искусства. Долгое время корона находилась на хранении у канцлеров ВКЛ, и великому князю передавалась только при коронации и при проведении сеймов с присутствием великого князя Литовского. Корона хранилась в Гольшанах и в Ружанах там, где были резиденции великого канцлера. Последний король Речи Посполитой, и он же последний Великий князь Литовский — Станислав Август Понятовский, вместе с этой короной был вывезен в Петербург из Гродно в 1796 году. Но после его смерти Павел I, который заигрывал со знатью бывшего ВКЛ, распорядился захоронить Понятовского в коронационной короне ВКЛ. Но к удивлению придворных, вместо роскошного произведения ювелирного искусства в их руки попало грубоватое изделие из золоченой бронзы. Поговаривали, что к краже короны ВКЛ приложил руку большой патриот автономии Великого Княжества Литовского в границах Российской Империи Михаил Клеофас Огинский, друг цесаревича Александра Павловича. Даже имелись свидетели, видевшие корону в имении Залесье, в любимом поместье Огинского. Но с тех пор её следы теряются.
Отдельного рассказа заслуживает судьба святого символа Беларуси — креста Ефросиньи Полоцкой, о котором мы уже писали, но появились в деле его розысков новые свидетельства и мы об этом еще обязательно напишем.
Читайте также
- Давыд Гродненский — божье наказание Тевтонского Ордена (часть 1)
- Давыд Гродненский — божье наказание Тевтонского Ордена (часть 2)
- Проклятый Друцк — центр славянской работорговли
- Первая гибридная война Московского государства