Праздновать зимние праздники это один из самых древних обычаев народов, которые сейчас называются белорусами. Племена, проживавшие на территории нынешней Беларуси, были идентичны по своим верованиям.
Один из самых древних праздников
Весна и день весеннего солнцестояние у них почитался как приход Нового Года, который необходимо было отметить обильными застольями праздником для всего поселения. Осень, наоборот было время смерти, именно в это пору года почитание мертвых было обязанностью каждого члена родового поселения. Зима было время обильной мясной еды, игр, длительных посиделок. Наиболее значимой датой, был день зимнего солнцестояния, когда за коротким днем шла самая длинная ночь в году.
Именно в эту ночь не было принято спать, а нужно было собираться, приносить жертву богам, устраивать обильный приём пищи. Праздновать Новый Год 1 января в Великом княжестве Литовском, которое считается белорусским государственным образованием, начали ещё в XIV веке, самыми первыми среди европейских стран. В середине XV века в Ревеле, который, входил в Ганзейский союз, начали на Новый год, для развлечения горожан, ставить ёлку, привязывая к ней различные подарки. Это не была ещё рождественская ель с её сакральным смыслом, а просто элемент народных праздников. Благодаря торговым и культурным связям Полоцка, тоже в то время ганзейского города, с Ревелем, данная традиция прижилась и на нынешних белорусских землях.
Менялась религия и традиции, но колядные дни на территории нынешней Беларуси праздновались, прежде всего, богатым застольем, даже в самых бедных хозяйствах. Это связано с тем, что зимой было принято колоть домашнюю живность из-за возможности длительного хранения.
Праздничная средневековая кухня белорусов
Праздничная кухня крестьян и мелкой шляхты практически не имела различия, так как Великое княжество Литовское занимало первое место в Европе по процентному соотношению шляхты(дворянства) к остальному населению страны. Каждый десятый житель страны имел право носить оружие и имел свой герб. В большинстве, кроме этого у шляхтича ничего не было и он жил жизнью мещанина или арендовал фольварк у магната и занимался сельских хозяйством, как селянин со средним доходом.
Главным рождественским блюдом был гусь, запечённый с яблоками, брусникой и клюквой. Его ещё называли гусь по-старолитовски. Считалось, что данный рецепт придумал сам великий князь Жигимонт Старый, который знал толк в кухне. Жирного гуся потрошили и промазывали особой смесью, состоящей из молодой старки, ароматных трав и уксуса. Гуся оставляли в холодном месте, но не на морозе, до 6 часов. Позже его наполняли зимними яблоками, клюквой, брусникой и зашивали. Сам гусь томился в печи до 5-6 часов. Из его потрохов варился наваристый бульон, который становился основой для соуса, в который шли запеченные яблоки и ягоды. Надо сказать, гусь был основным блюдом и готовился в богатых домах из расчета, один гусь, на одного благородного гостя.
Кроме того печень, жир и сердце гуся служили главной основой для праздничных паштетов, которыми славился любой шляхетский род. В паштет добавляли различные травы, сушеные ягоды и грибы, лесные орехи. У каждой уважающей себя хозяйки было несколько своих собственных рецептов.
Рождественские колбасы средневековых белорусов
Обязательно на столе был сальтисон. Это блюдо любили магнаты, загонная шляхта (безземельная) и обычные крестьяне. Для местного сальтисона бралось мясо головы свиньи, сердце, почки, селезенка. Все это вымачивалось и отваривалось с ароматными травами чабреца и розмарина, которые, ещё с XVI века культивировались в Великом княжестве Литовском, чаще всего в многочисленных монастырях католических орденов.
Считалось, чтобы сальтисон был хорошим, требовалось в фарш влить стаканчик травяной настойки. После активного перемешивания фарша им заполнялись очищенные свиные желудки и блюдо запекалось до готовности в печи. Ещё горячее оно относилось на холод и ложилось под гнёт. Кто хоть раз закусывал рождественскую рюмку крепчайшей старки настоящим белорусским домашним сальтисоном с белым хреном, тот понимает, что это настоящий праздничный шедевр.
К распространенным праздничным блюдам относилась и кишка, которую крестьяне готовили из свежей крови, пшеничной муки и шкварок. Вся эта масса заталкивалась в очищенные кишки и запекалась в печи. Готовилось это блюдо сразу после заколки свиньи. Существует множество вариантов приготовления этого вкусного и полезного блюда. У каждой хозяйки был свой секретный ингредиент для приготовления кишки. Некоторые добавляли кусочки печени, использовали легкие и селезенку. Кровяную кишку на Рождество ели и магнаты, и самые бедные крестьяне.
У магнатов в это блюдо добавляли дорогой рис и множество специй, использовали гусиные шкварки и куриные сердечки. В богатых домах кишку подавали с маринованными в вине яблоками, грушами и сливами. С массовым распространением картофеля в XVII веке стала популярна кишка без крови, начиненная массой из вареного картофеля, жареной грудинки и лука. Это блюдо стало очень популярно в шинках и корчмах. Со временем кишкой стали называть только картофельную колбасу.
На сладкое обычно подавались измельченные сухофрукты и орехи, политые медом и маковым молочком. Такое блюдо называлось пачастунок и готовилось с древних времен к самому короткому дню в году.
Читайте также
- История новогоднего угощения в Беларуси
- Бульба и бульбаши. Откуда это появилось?
- Как знаменитая крепость уничтожила город
- Архитектурные памятники на банкнотах Национального Банка Республики Беларусь.
- Свадьба по белорусским канонам