Выберите язык: Russian English German French Polish Chinese (Simplified)
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Малоизвестные достопримечательности Беларуси » Православные крестоносцы из Полоцка
За Гроб Господень воевали рыцари из Полоцка

Православные крестоносцы из Полоцка

Раннее средневековое Полоцкое государство не являлось вассалом Киевского княжества (за исключением нескольких десятков лет) и проводило независимую политику, которая заключалась в расширении границ княжества и закреплении города Полоцка в статусе торговой столицы северо-восточной Европы. В городе, стоявшем на пересечении нескольких торговых путей, проживали сотни купцов из самых развитых торговых держав мира. Благодаря этому местное купечество становилось чрезвычайно богато и требовало от князей дальнейшей экспансии. Полоцкие дружины периодически захватывали небольшие поселения и средние городки Туровского княжества, Новгородской земли и такие города-центры работорговли в Восточной Европе — Менск и Друцк.

Рогволодовичи против Рюриковичей

Полоцкие князья дистанцировались от киевских владык даже по родословному признаку. Они не вели свой род от Рюрика (хотя имели на это право) а от Рогволода, так как считали первого полоцкого князя фигурой более значимой и прославленной, как потомка древнейшей в Европе королевской династии Инглингов. Рогволодовичи правили на землях современной Беларуси вплоть до начала XIV века, после чего породнились с другой княжеской династией — Гедиминовичей.

Именно постоянная борьба полоцких и киевских князей за главенство в регионе и послужило причиной очередной войны в результате которого несколько полоцких Рогволодовичей оказались вначале в Константинополе, а затем в самой гуще борьбы крестоносцев со знаменитым сельджукским полководцем Занги, носившим прозвище «Царь Победитель».

За Гроб Господень воевали рыцари из Полоцка

За Гроб Господень воевали рыцари из Полоцка

В 1127 году полоцкие князья очередной раз отказались идти в союзе с киевским князем на грабеж половецких становищ. И не то, чтобы они были такие миролюбивые, просто ходить в воинские походы на территорию нынешней Латвии и Эстонии было и ближе, и добыча там была побогаче. К тому же из киевского князя Мстислава Владимировича, который воспитывался в Турове, впитав с детства ревностное отношение к богатству Полоцка, мотиватор был не слишком успешный. За участие в походе он предлагал треть от добычи, а от коней (на минутку самой ценной добычи у половцев) лишь пятую часть.

Полоцкие князья отказались от такой чести. Если бы об этом узнали и другие удельные князья, авторитет киевского князя мог упасть, ниже уровня Мертвого моря, чего Мстислав допустить не мог. Проблема была в том, что даже объединенное войско киевского, черниговского и туровского княжеств, могло не справиться с полоцкими дружинами. Поэтому Мстислав прибег к хитрости.

Полоцк и Киев были военными соперниками

Полоцк и Киев были военными соперниками

Дочь киевского князя Ксения была замужем за Брячиславом Изяславским, который владел двумя небольшими пограничными княжествами Полоцкой земли — Логожским, с центром в современном Логойске и Изяславским с центром в современном Заславле. Брячислав — старший сын полоцкого князя Давыда мечтал побыстрее заполучить трон в местном стольном граде Полоцке. Поэтому предложил хитрый план заманивания всех своих влиятельных родственников в Логожск, якобы для координации действий в предстоящем походе в верховья Двины.

В Логожск прибыли князья Полоцка, Витебска и Лукомля — родные братья Давыд, Ростислав и Святослав с сыновьями. Там их и захватили в плен сидевшие в засаде дружинники князя киевского. Брячислав не захотел быть замешанным в убийстве собственного отца и родных дядек, и поэтому выторговал у Мстислава Киевского возможность для своих родственников уехать в Византию. В Константинополе с 1125 года при императоре Иоанне Комнине II состоял отряд полоцких воинов, в качестве телохранителей ближнего круга, под командой лукомских княжичей Мовкольда Ростиславовича и Давила Ростиславовича.

Византиский император принял полоцких князей в своем дворце

Византиский император принял полоцких князей в своем дворце

Полоцкие князья в Византии в государстве крестоносцев

В конце 1129 года полоцкие князья прибыли в столицу еще блистательной Византийской Империи. Воинственный Иоанн Комнин II, воющий то в Европе, то в Малой Азии посоветовал полоцким князьям попытать счастье и удачу в Эдесском графстве — первом христианском государстве крестоносцев в Малой Азии, которое являлось вассальным по отношении к Византии.

Рыцари из Полоцка заняли высокие посты в государстве крестоносцев

Рыцари из Полоцка заняли высокие посты в государстве крестоносцев

Там опытные полоцкие вояки становятся помощниками Жослена I де Куртене 3-го графа Эдессы, причем Святослав даже командует тяжелым рыцарским отрядом — основной ударной силой крестоносцев. Почти точно известно, что полоцкие князья принимали участие в войне с Данишмендами, и в союзе с византийским императором с сельджуками и что за храбрость Святослав получил от императора драгоценный образ богоматери, который переслал своей дочери — знаменитой Ефросиньи Полоцкой.

Полоцкие княжичи женились на принцессах малоазиатских государств

Полоцкие княжичи женились на принцессах малоазиатских государств

Но климат, постоянные стычки подорвали здоровье некогда могучих братьев, к 1136 году в живых оставался лишь Ростислав на должности командора замка Турбессель.

Потомки полоцких князей сражались на Святой земле и в 13 веке

Потомки полоцких князей сражались на Святой земле и в 13 веке

Княжич Василько Станиславович побывший командиром отряда византийской гвардии в 1132 году отъезжает обратно в Полоцкие земли, а Мовкольд Ростиславович везет на родину в 1147 году икону и прочие дары византийского императора к Ефросинье Полоцкой. Среди них золотая церковная утварь, книги, нетленные мощи в ковчегах и деньги на строительство большого монастыря. По приезду, гордость византийской армии становится монахом-библиотекарем знаменитой библиотеки Полоцкого Софийского Собора и до конца жизни занимается переводами греческих и латинских книг.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

Share on vk
VK
Share on facebook
FB
Share on odnoklassniki
OK
Share on twitter
Twitter
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on skype
Skype
Share on email
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники