Византийская Империя не собиралась так глубоко влезать в проблемы княжеств, составляющих Киевскую Русь. (см. «Туровский князь против Византии» и «Святополк Окаянный — первый змагар Беларуси») Но упрямство киевского князя Святополка, окружившего себя не только боярами выходцами с Туровского княжества, но и язычниками из ныне забытого княжества Дайнова, раскинувшегося на территории между реками Неман и Щара, чья неприступная столица возвышалась на острове озера Свитязь, не могло оставаться безнаказанным.
Между Византией и Римом
Кроме того, константинопольского патриарха Сергия II не могло не настораживать активная связь с польской аристократией, которая поддерживала гнезненского католического митрополита. Константинопольский владыка имел свои счеты с католической церковью: именно при нем папы римские перестали упоминаться в диптихе из-за глобальных проблем богословия.
Вселенский владыка никак не мог допустить, чтобы территории Киевской Руси, которую Византийская империя считала практически своей и управляла ею при помощи десятков православных иерархов, отошла к другому центру силы. Каждый год прибывали новые священники из Константинополя в Киев и далее оседали во всех княжествах, как агенты глубокого влияния,
Во времена Сергия II империей правил воинственный Василий II , которому было мало дела до богословских проблем христиан. Но которого очень интересовали варяжские дружины, бывшие основной воинской силой среди удельных князей Киевской Руси, и большое количество населения княжеств в качестве вспомогательных войск.
Византийская разведка и православные священники
Василий II дал свое разрешение задействовать очень мощную силу: византийскую разведку. При любом священнике, отправляющемся в княжества Руси, состояло несколько монахов, и как минимум двое из них имели навыки разведчиков и бойцов, подчиняясь не патриарху в Константинополе, а аппарату тайных дел Восточной Империи — логофету. Именно указаний таинственному начальнику секретных служб Византии от императора и добивался интриган Сергий II.
Ставку решили сделать на новгородского князя Ярослава, с которым Византию связывали тёмные торговые сделки, и Святослава, управляющего древлянскими землями. Византии было известно, что он вынашивал идею создания большого отдельного государства, объединившего земли Западной Украины, Венгрии и Чехии. Хотя Святослав тоже больше симпатизировал католической вере, но его тесть, первый король Венгрии Стефан Первый, еще не определился, какая религия должна была стать основной в стране.
И поэтому показательная порка киевского князя, который не отдавал должного уважения византийской вере, должна была укрепить авторитет православия на новых землях для религиозной экспансии.
Убийство Бориса и Глеба по заданию византийской секретной службы
Наиболее авторитетными князьями, признавшими верховенство Святополка, были сыновья великого князя Владимира от неизвестной болгарки Борис и Глеб, княжившие в Ростове и Муроме и контролировавшие дикое Залесье, населенное трудолюбивыми язычниками. Именно этими князьями и было решено пожертвовать в тонкой игре Византии. К тому же, они были наполовину болгарами, а Константинополь готовил планы полного подчинения Первого Болгарского царства, и активного участия в этих событиях войск Киевской Руси. Болгария, провозгласившая собственного патриарха и собирающая вокруг себя земли соседей, была крупнейшим вызовом византийской государственности.
Ускорил события и сам Святополк, который начал чеканку собственной серебряной монеты высокого качества, что могло считаться экономической диверсией против Византии. Кроме того, византийские торговые подворья в Турове, Чернигове, Любече начали пустеть. Их занимали арабские, еврейские и европейские купцы, которые уже не нуждались в византийских посредниках. Но самым страшным было для Сергия II — это знак, отчеканенный на монетах в форме двузубца, который прямо говорил, что сын Тура, племянник Рогволода и потомок древнейшей королевской династии Инглингов решился на создание собственной независимой церкви.
Византийская разведка активизировалась и привлекла к выполнению задания несколько варяжских дружин, которые контролировал честолюбивый новгородский князь Ярослав. Обоих князей убили по дороге. Причем Глеба убили, когда он ехал к Святополку, а Бориса — когда он возвращался в Ростов из Киева с большой добычей. Она была отобрана в совместном походе вместе со Святополком на вассалов Византии — печенегов. Обставлено всё было, как обычные варяжские боевые столкновения, где более крупная дружина нападала на более мелкую.
Причем первоначально никто и не обвинял Святополка в этом злодеянии. Всем было абсолютно ясно, что туровский и киевский князь меньше всего был заинтересован в убийстве своих наиболее значимых союзников на русских землях. Но Византия после убийства смогла сменить лояльных Святополку священников на этих землях. Новые иерархи призывали к подчинению новгородскому князю Ярославу и настраивали жителей на военный поход на Киев.
Сразу в нескольких скандинавских сагах эти убийства подробно расписаны, вплоть до того, что указаны и способ убийства и трофеи, которые получили убийцы. Но в православной мифологии, вопреки хроникам и исторической логике, продолжают рассказывать о Святополке, как убийце своих братьев. Для чего это было сделано, и как Киев и Туров защищали поляки от варягов и печенегов в следующей части о самом нелепом историческом мифе?
Читайте также
- Христианское язычество и древний артефакт
- Смертельные подземелья Брестской крепости
- Последние часы Полоцка — восточной столицы ВКЛ
- Секретный московский агент князя Ольгерда
- Жуткая история Ляховического замка (1 часть)