Автоматический перевод: Russian RU English EN German DE French FR Polish PL Chinese (Simplified) ZH-CN

Автоматический перевод:
Russian RU English EN German DE French FR Polish PL Chinese (Simplified) ZH-CN
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Cтатьи о Беларуси » Беларусь для детей » Неизвестные белорусские сказки
Белорусские народные сказки

Неизвестные белорусские сказки

Сказки на территории Полоцкой земли включали в себя повествования о благородных разбойниках, драконах, которые в отличии от русского Змея Горыныча были существами скорее добрыми и не агрессивными и призывались Цмоками. Этим сказочным персонажам были присущи зачатки доброй магии и свойство попадаться на дороге главному герою сказки в период его черной полосы жизни. Таковы сказки » Цмок и портной» и «Как цмоки деревню от казаков защитили». Последняя сказка перекликается с культовой японской легендой о 7 самураях, только вместо профессиональных воинов в роли защитников крестьян были зубасто шипастые чудовища.

Памятник Цмоку в Лепеле

Памятник Цмоку в Лепеле

Кстати ещё пересекается с японскими легендами и сказка «Сын и батька» про то, что в стародавние времена старых родителей относили в пущу, чтобы не тратить на них еду. Причем в сказке фигурируют и хаты покрытые соломой и горшок с золотом, так что времена видимо не очень то и стародавние. Так что по этой сказке можно снимать вторую «Легенду о Нараяме» с белорусским колоритом.

По белорусской сказке можно снять свою Легенду о Нараяме

По белорусской сказке можно снять свою Легенду о Нараяме

А в сказке «Цмок и шляхтич Лабидуда» дракон сумел непутёвого младшего сына бедного дворянского рода женить на дочке ясновельможного князя Радзивилла. Наличие Радзивиллов в сказке не должно смущать, так как это род, вплоть до конца 18 века ассоциировался на территории Беларуси с абсолютной властью и богатством. Идёт сюжетное пересечение с немецкими мотивами всем известного Кота в сапогах.

Асилки - герои народных сказок из скандинавской мифологии

Асилки — герои народных сказок из скандинавской мифологии

Практически во всех регионах распространены были сказки о Ужиной королеве, о Янтарном дворце. Здесь меняются только основные герои, причем в сказках, которые рассказывали в шляхетских домах главный герой был всегда бедный шляхтич, в народной версии — разоренной мужик или искалеченный охотник. Концовка всегда была голливудской, справедливость торжествовала, богатство приходило в руки тем, кто больше всего в нем нуждался.

Жевжик- белорусский домовой

Жевжик- белорусский домовой

Пророки угоняющие табун лошадей

Много среди белорусских народных сказок, было и на религиозную тематику. И тут сыграли на руку религиозные традиции Великого Княжества Литовского, где отношение к церкви, будь она православная, униатская , католическая, старообрядческая, кальвинистская, арианская не было настолько трепетным как в соседних старнах. А в деревнях ВКЛ ходили сказки про апостолов Пятра, Миколу, Илью, где святые пророки представляли собой типичных местных мужичков, которые могли при случае и выпить и обмануть Бога, а то и нарушить одну из главных заповедей, как в сказке «Как Пятро и Микола коней на Украине купляли».

В этих сказках персонажи Библии представлялись обычными людьми со своими слабостями и пороками. Может поэтому в белорусских средневековых кукольных театрах «Батлейках» пьесы написанные на основании этих сказок были очень популярны в сельской местности.

Король и королева ужей

Король и королева ужей

Сказки о запрятанных сокровищах имелись практически в любой местности. В них обычно фигурировал жадный богатый мужик или вредный пан, а сокровищами являлся глиняный горшок с золотыми дукатами запрятанный лихими людьми. Но радость сокровища, как правило, было недолгой. За ним приходила либо нечистая сила, либо хозяева горшка и еще неизвестно что хуже. В белорусских сказках строго выдерживалась мораль, о бесполезности найденных сокровищ.

Поп - отрицательный персонаж белорусских сказок

Поп — отрицательный персонаж белорусских сказок

Сказки в 19 веке

В 19 веке был пик создания сказок с новыми отрицательными героями, появляется алчный и глупый поп, жестокий солдат, помещик с набором всех самых худших пороков, из старых героев неизменным остаётся еврей шинкарь.

И весь этот квартет пытается по максимуму выжать из бедного мужика, но тот очень ловко сопротивляется. Пример: «Як попа надурыли», «Якуб и пристав», Ян и солдаты» «Як шинкарь клад в балоце шукал». Как правило, такие сказки не включали в сборники.

Сказки рожденные фантазией народа тоже издавались, только очень малыми тиражами. Сейчас издание белорусских сказок планируется, и возможно скоро дети с самого раннего детства смогут познакомиться с добрыми драконами и Ужиной королевой.

Читайте также

Смотрите также

Неизвестные белорусские сказки
В среднем 5 (100%) Всего голосов: 4

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

Туры на 23 февраля
Туры на 8 марта
Туры на майские праздники
Туры на День России
Туры на ноябрьские праздники

Ваш консультант

Менеджер Ирина Колесникович

Ирина Колесникович

+375 33 6-680-680
+375 29 6-990-680

Звонки, Viber, Telegram
Skype: irina.kolesnikovich
E-mail: incoming@vash-otdyh.by

Ваш консультант

Юлия Хавронич

Юлия Хавронич

Звонки, Viber, WhatsApp, Telegram
Skype: julli891
E-mail: incoming@vash-otdyh.by

Читайте также: