Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Беларусь для детей » Неизвестные белорусские сказки
Белорусские народные сказки

Неизвестные белорусские сказки

Сказки на территории Полоцкой земли включали в себя повествования о благородных разбойниках, драконах, которые в отличии от русского Змея Горыныча были существами скорее добрыми и не агрессивными и призывались Цмоками. Этим сказочным персонажам были присущи зачатки доброй магии и свойство попадаться на дороге главному герою сказки в период его черной полосы жизни. Таковы сказки » Цмок и портной» и «Как цмоки деревню от казаков защитили». Последняя сказка перекликается с культовой японской легендой о 7 самураях, только вместо профессиональных воинов в роли защитников крестьян были зубасто шипастые чудовища.

Памятник Цмоку в Лепеле

Памятник Цмоку в Лепеле

Кстати ещё пересекается с японскими легендами и сказка «Сын и батька» про то, что в стародавние времена старых родителей относили в пущу, чтобы не тратить на них еду. Причем в сказке фигурируют и хаты покрытые соломой и горшок с золотом, так что времена видимо не очень то и стародавние. Так что по этой сказке можно снимать вторую «Легенду о Нараяме» с белорусским колоритом.

По белорусской сказке можно снять свою Легенду о Нараяме

По белорусской сказке можно снять свою Легенду о Нараяме

А в сказке «Цмок и шляхтич Лабидуда» дракон сумел непутёвого младшего сына бедного дворянского рода женить на дочке ясновельможного князя Радзивилла. Наличие Радзивиллов в сказке не должно смущать, так как это род, вплоть до конца 18 века ассоциировался на территории Беларуси с абсолютной властью и богатством. Идёт сюжетное пересечение с немецкими мотивами всем известного Кота в сапогах.

Асилки - герои народных сказок из скандинавской мифологии

Асилки — герои народных сказок из скандинавской мифологии

Практически во всех регионах распространены были сказки о Ужиной королеве, о Янтарном дворце. Здесь меняются только основные герои, причем в сказках, которые рассказывали в шляхетских домах главный герой был всегда бедный шляхтич, в народной версии — разоренной мужик или искалеченный охотник. Концовка всегда была голливудской, справедливость торжествовала, богатство приходило в руки тем, кто больше всего в нем нуждался.

Жевжик- белорусский домовой

Жевжик- белорусский домовой

Пророки угоняющие табун лошадей

Много среди белорусских народных сказок, было и на религиозную тематику. И тут сыграли на руку религиозные традиции Великого Княжества Литовского, где отношение к церкви, будь она православная, униатская , католическая, старообрядческая, кальвинистская, арианская не было настолько трепетным как в соседних старнах. А в деревнях ВКЛ ходили сказки про апостолов Пятра, Миколу, Илью, где святые пророки представляли собой типичных местных мужичков, которые могли при случае и выпить и обмануть Бога, а то и нарушить одну из главных заповедей, как в сказке «Как Пятро и Микола коней на Украине купляли».

В этих сказках персонажи Библии представлялись обычными людьми со своими слабостями и пороками. Может поэтому в белорусских средневековых кукольных театрах «Батлейках» пьесы написанные на основании этих сказок были очень популярны в сельской местности.

Король и королева ужей

Король и королева ужей

Сказки о запрятанных сокровищах имелись практически в любой местности. В них обычно фигурировал жадный богатый мужик или вредный пан, а сокровищами являлся глиняный горшок с золотыми дукатами запрятанный лихими людьми. Но радость сокровища, как правило, было недолгой. За ним приходила либо нечистая сила, либо хозяева горшка и еще неизвестно что хуже. В белорусских сказках строго выдерживалась мораль, о бесполезности найденных сокровищ.

Поп - отрицательный персонаж белорусских сказок

Поп — отрицательный персонаж белорусских сказок

Сказки в 19 веке

В 19 веке был пик создания сказок с новыми отрицательными героями, появляется алчный и глупый поп, жестокий солдат, помещик с набором всех самых худших пороков, из старых героев неизменным остаётся еврей шинкарь.

И весь этот квартет пытается по максимуму выжать из бедного мужика, но тот очень ловко сопротивляется. Пример: «Як попа надурыли», «Якуб и пристав», Ян и солдаты» «Як шинкарь клад в балоце шукал». Как правило, такие сказки не включали в сборники.

Сказки рожденные фантазией народа тоже издавались, только очень малыми тиражами. Сейчас издание белорусских сказок планируется, и возможно скоро дети с самого раннего детства смогут познакомиться с добрыми драконами и Ужиной королевой.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники