Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63
+375 29 576-47-84
MAX, Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 29 576-47-84
MAX, Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Гродно-1941.Штурмовые танки для пограничной дивизии
Для танков КВ-2 нужны были особые условия транспортировки.

Гродно-1941.Штурмовые танки для пограничной дивизии

Гродно, до начала Великой Отечественной войны был одним из крупнейших городов Западной Белоруссии. В нем проживал около 70000 жителей, включая большое количество евреев и поляков.

Гродно перед войной был городом с еврейско-польским населением.

Гродно перед войной был городом с еврейско-польским населением.

Враждебный Гродно

По договоренности с Советским Союзом нацистская Германия, вплоть до апреля 1941 года, отправляла беженцев: евреев, украинцев и белорусов с территории Генерал-губернаторства на территорию Советского Союза. В Гродно проживало до 35 000 евреев, большинство евреев, прибывших из Польши, тоже селились в Гродно и пригородных местечках. Кроме гражданского населения в городе находилось более 30000 военнослужащих РККА и большой гарнизон, до 2500 сотрудников и бойцов НКВД.

К июню 1941 года в Гродно, в отличие от других городов Западной Белоруссии поддержка советской власти была фрагментарной. В городе было большое количество польского населения, настроенного недоброжелательно к Советскому Союзу. Это объясняется, тем, что в Гродно в сентябре 1939 года, в отличие от других городов Западной Белоруссии, шли реальные боевые действия между польскими и советскими частями. Людские потери измерялись сотнями, были также потеряны десятки танков.

После разгрома и отхода польских войск, в городе прошли массовые аресты, и сотни семей не могли получить сведений о своих родственниках. Поэтому немецкая агентура до войны легко находила агентов, способных добыть важные сведения. Ведь большинство специалистов на предприятиях и железной дороге, телефонной станции, электростанция оставались бывшие граждане Польской республики, заменить их в течение двух лет было невозможно из-за западного оборудования. В окрестностях Гродно тоже было опасно. Вооруженные отряды польских военных и жандармов нападали на одиночные машины и малочисленные группы РККА и НКВД. Их поддерживало польское население, проживающее  в пограничных районах.

Рядом с Гродно в июне 1941 действовали вооруженные антисоветские отряды.

Рядом с Гродно в июне 1941 действовали вооруженные антисоветские отряды.

Самые мощные бронированные машины Советского Союза по пути в Гродно

Саботаж и технические диверсии на Брест Литовской железной дороге были нормой. Это очень показательно видно на примере с эшелоном новейшим тяжёлых танков, который направлялся накануне войны в 29-ую танковую дивизию в Гродно.  ГАБТУ Красной Армии неожиданно расщедрилось и передало 11-му механизированному корпусу целых 20 новейших тяжёлых танков КВ-2. Это были многотонные монстры, с мощным дизельным двигателем, толстой броней и 152-мм гаубицей в качестве основного вооружения. Эти танки были результатом переосмысления Финской войны и предназначались для штурма укрепленных районов.

КВ-2 был новейшим тяжелым, штурмовым танком

КВ-2 был новейшим тяжелым, штурмовым танком

19 июня 1941 года с Кировского завода в Ленинграде был отправлен эшелон в Гродно, на котором находилась десятая часть всех выпущенных тяжёлых танков КВ-2. Достаточно странным выглядит решение направить их в 29-ю танковую дивизию, не имевшую практически никакой ремонтной базы, такое количество новейших танков, применение которых было эффективно только при наступлении на противника с долговременными огневыми точками.

Из Ленинграда также были направлены десять техников и инженеров и 21 водитель-механик, уже испытавшие технику на полигоне и на погрузке. Они должны были служить, по прибытию, в 29-ой танковой дивизии. Утром 21 июня эшелон был на станции Новый Борисов, в 70 километрах восточнее Минска. Здесь эшелон встречали начальник АБТВ Западного особого округа полковник Иванин и представители 11-го механизированного корпуса.  На станции в танки погрузили боекомплект, по 35 фугасных снарядов и почти 2000 патронов.  Кроме того, автозаправщики окружной базы ГСМ заправили полные баки дефицитным дизельным топливом.

Странная диверсия

Но при подъезде к станции Барановичи у вагона сопровождения, где ехали, техники, водители и охрана из 53-го полка войск НКВД загорелись буксы. На станции вагон осмотрели, вердикт был категоричен, вагон дальше двигаться не может, так как его неисправность является следствием диверсии. Военный комендант станции Барановичи-Полесские пообещал утром найти замену, а пока предложил танкистам и техникам до вечера побывать в городе. В 1941 году Барановичи был областным центром, крупнейшим транспортным узлом БССР и местом дислокации крупных соединений РККА.

Для танков КВ-2 нужны были особые условия транспортировки.

Для танков КВ-2 нужны были особые условия транспортировки.

Как во всех городах западных областей БССР, в Барановичах 21 июня 1941 года царила атмосфера отдыха и беспечности. Город был полон отпущенных в увольнительные военных. Командиры оккупировали кофейни, кафе и пивные, которые еще работали, став вместо частных кооперативными. В Доме Красной Армии выступали ленинградские артисты, на городском ипподроме были скачки на призы областной газеты, в городском парке выступал ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Для бойцов РККА и техников из Ленинграда, Барановичи были городом, который до сентября 1939 года был заграницей, поэтому в поезде остались только караульные, а все остальные воспользовались приглашением военного коменданта.

Пока в гарнизонах РККА отмечали выходной день, немецкие разведчики уже были на территории СССР

Пока в гарнизонах РККА отмечали выходной день, немецкие разведчики уже были на территории СССР

Каково их было удивление, когда ночью к составу подошел паровоз и пришёл помощник военного коменданта станции в звании лейтенанта ГБ. Он сказал, что эшелон последует в Гродно вместе с охраной, технический персонал и водители-механики приедут в вагоне, который утром прицепят к поезду Москва-Белосток. Караул никто не пытался разоружить или изменить приказ, к тому же вещи караула уже были на платформах, а ехать предстояло не более 6-7 часов, поэтому никаких поводов насторожиться  не было. К тому же у водителей-механиков и техников было свое начальство. По графику 20 самых мощных танков в мире должны были прибыть в Гродно к обеду 22-го июня. Но этого не произошло, а судьба у гродненского эшелона танков сложилась трагически, но об этом далее в теме.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники