Гродно, до начала Великой Отечественной войны был одним из крупнейших городов Западной Белоруссии. В нем проживал около 70000 жителей, включая большое количество евреев и поляков.

Враждебный Гродно
По договоренности с Советским Союзом нацистская Германия, вплоть до апреля 1941 года, отправляла беженцев: евреев, украинцев и белорусов с территории Генерал-губернаторства на территорию Советского Союза. В Гродно проживало до 35 000 евреев, большинство евреев, прибывших из Польши, тоже селились в Гродно и пригородных местечках. Кроме гражданского населения в городе находилось более 30000 военнослужащих РККА и большой гарнизон, до 2500 сотрудников и бойцов НКВД.
К июню 1941 года в Гродно, в отличие от других городов Западной Белоруссии поддержка советской власти была фрагментарной. В городе было большое количество польского населения, настроенного недоброжелательно к Советскому Союзу. Это объясняется, тем, что в Гродно в сентябре 1939 года, в отличие от других городов Западной Белоруссии, шли реальные боевые действия между польскими и советскими частями. Людские потери измерялись сотнями, были также потеряны десятки танков.
После разгрома и отхода польских войск, в городе прошли массовые аресты, и сотни семей не могли получить сведений о своих родственниках. Поэтому немецкая агентура до войны легко находила агентов, способных добыть важные сведения. Ведь большинство специалистов на предприятиях и железной дороге, телефонной станции, электростанция оставались бывшие граждане Польской республики, заменить их в течение двух лет было невозможно из-за западного оборудования. В окрестностях Гродно тоже было опасно. Вооруженные отряды польских военных и жандармов нападали на одиночные машины и малочисленные группы РККА и НКВД. Их поддерживало польское население, проживающее в пограничных районах.

Самые мощные бронированные машины Советского Союза по пути в Гродно
Саботаж и технические диверсии на Брест Литовской железной дороге были нормой. Это очень показательно видно на примере с эшелоном новейшим тяжёлых танков, который направлялся накануне войны в 29-ую танковую дивизию в Гродно. ГАБТУ Красной Армии неожиданно расщедрилось и передало 11-му механизированному корпусу целых 20 новейших тяжёлых танков КВ-2. Это были многотонные монстры, с мощным дизельным двигателем, толстой броней и 152-мм гаубицей в качестве основного вооружения. Эти танки были результатом переосмысления Финской войны и предназначались для штурма укрепленных районов.

19 июня 1941 года с Кировского завода в Ленинграде был отправлен эшелон в Гродно, на котором находилась десятая часть всех выпущенных тяжёлых танков КВ-2. Достаточно странным выглядит решение направить их в 29-ю танковую дивизию, не имевшую практически никакой ремонтной базы, такое количество новейших танков, применение которых было эффективно только при наступлении на противника с долговременными огневыми точками.
Из Ленинграда также были направлены десять техников и инженеров и 21 водитель-механик, уже испытавшие технику на полигоне и на погрузке. Они должны были служить, по прибытию, в 29-ой танковой дивизии. Утром 21 июня эшелон был на станции Новый Борисов, в 70 километрах восточнее Минска. Здесь эшелон встречали начальник АБТВ Западного особого округа полковник Иванин и представители 11-го механизированного корпуса. На станции в танки погрузили боекомплект, по 35 фугасных снарядов и почти 2000 патронов. Кроме того, автозаправщики окружной базы ГСМ заправили полные баки дефицитным дизельным топливом.
Странная диверсия
Но при подъезде к станции Барановичи у вагона сопровождения, где ехали, техники, водители и охрана из 53-го полка войск НКВД загорелись буксы. На станции вагон осмотрели, вердикт был категоричен, вагон дальше двигаться не может, так как его неисправность является следствием диверсии. Военный комендант станции Барановичи-Полесские пообещал утром найти замену, а пока предложил танкистам и техникам до вечера побывать в городе. В 1941 году Барановичи был областным центром, крупнейшим транспортным узлом БССР и местом дислокации крупных соединений РККА.

Как во всех городах западных областей БССР, в Барановичах 21 июня 1941 года царила атмосфера отдыха и беспечности. Город был полон отпущенных в увольнительные военных. Командиры оккупировали кофейни, кафе и пивные, которые еще работали, став вместо частных кооперативными. В Доме Красной Армии выступали ленинградские артисты, на городском ипподроме были скачки на призы областной газеты, в городском парке выступал ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Для бойцов РККА и техников из Ленинграда, Барановичи были городом, который до сентября 1939 года был заграницей, поэтому в поезде остались только караульные, а все остальные воспользовались приглашением военного коменданта.

Каково их было удивление, когда ночью к составу подошел паровоз и пришёл помощник военного коменданта станции в звании лейтенанта ГБ. Он сказал, что эшелон последует в Гродно вместе с охраной, технический персонал и водители-механики приедут в вагоне, который утром прицепят к поезду Москва-Белосток. Караул никто не пытался разоружить или изменить приказ, к тому же вещи караула уже были на платформах, а ехать предстояло не более 6-7 часов, поэтому никаких поводов насторожиться не было. К тому же у водителей-механиков и техников было свое начальство. По графику 20 самых мощных танков в мире должны были прибыть в Гродно к обеду 22-го июня. Но этого не произошло, а судьба у гродненского эшелона танков сложилась трагически, но об этом далее в теме.
Читайте также
- Гродно-1941. Ошибка полковника Студнева
- Гродно-1941. Миролюбивый командарм
- Брест-1941. Исчезновение начальника гарнизона
- Брестское направление-1941. Последний танковый бой под Борисовым
- Брестское направление 1941. Забытое танковое противостояние






