В самом центре маленького белорусского городка, практически на границе Брестской и Гомельской области стоит памятник волынскому князю Давиду Игоревичу. Он считается основателем города, так как город называется Давид-городок.
Один из старейших городов страны
Его основанием считается 1127 год, но это как и у большинства белорусских городов является годом первого упоминания города в летописи. Хотя в малоизвестных древних документах Давид-Городок встречается гораздо раньше. Вся основная история города связана с Туровым, городом, который являлся центром удельного княжества, а одно время и центром православия на Руси. И в связи с этим городом он впервые и упоминается. При учреждении в 1005 году Туровской православной епархии Давид-Городок относят к ней.
Поэтому наиболее въедливые историки считают, что город в Погорынье, так называется исторически данная местность, возник вместе с Туровым ещё в VIII веке. И основателем города является один из сподвижников легендарного князя Тура, брата Рогволода из королевской скандинавской династии Инглингов. Большинство дореволюционных историков сходились в том, что в Древней Руси было два княжеских рода, вышедших из скандинавских фьордов: Рюриковичи и Рогволодовичи.
В Погорынье, неподалёку от Турова и Давид-городка ещё с VII века стояло несколько христианских монастырей, которые по легенде основал Андрей Первозванный. Монахи и проповедник в течение нескольких сотен лет жили бок о бок с местными язычниками. Исторический факт, в том, что князь Тур, его бояре и дружина крестились в погорынских монастырях раньше, чем на Древнюю Русь пришло христианство.
Городок, строивший ладьи
Давид был одним из родственников скандинавского князя Тура, поэтому ему и доверили строительство укрепленного замка, который должен был прикрывать Туров с Запада. Дорог в этой местности тогда не было, и все коммуникации шли по рекам. Форт, перекрывавший основную судоходную реку, был помехой для любых захватчиков. Само укрепление представляло собой типичное скандинавское сооружение, которое строили из дерева и земли.
Одновременно со строительством, в Давид-городок прибывают мастера умеющие делать варяжские суда, которые получили на Древней Руси название — ладья. Это были гребные суда, с небольшим парусом, с палубой и закрытыми помещениями, которые было удобно использовать как для переброски войска, так и для торговли. Мастера брали работников из местных селений, которые тоже строили дома рядом с фортом. В результате, судя по раскопкам, к концу XI века, рядом с замком возникло развитое городище примерно на 200 дворов с мастерски ми. Купцы стали в Городке останавливаться для отдыха, починки кораблей и снасти.
Появились купеческие склады, церковь, построенная европейскими купцами. Город был богатый, после попадания Туровского княжества в вассальную зависимость от Киевского княжества, наместником города всегда был либо киевский княжич, либо доверенный боярин. Мало где на Руси строили речные корабли, в основном все плавали на византийских и варяжских судах. Князю Давиду Игоревичу Волынскому Давид — городок и другие городки в Погорынье были пожалованы взамен родной волынской вотчины киевским князем. Но не сохранилось никаких источников, которые позволяют утверждать, что город специально назвали в честь изгнанного волынского князя.
Разгром дружины и взятие города
В XIII веке Давид-городок входил в состав Пинского княжества, как второй по значимости и богатству город. Княжил здесь старший сын или младший брат пинского князя. В Давид-городке перестраивается и укрепляется замок. В городе имеется собственная дружина, состоящая из сотни тяжелых вооруженных всадников, и сотни латной пехоты. В городе продолжается строительство кораблей, которые продают в Киев и Владимир-Волынский. Княжич и дружина постоянно участвуют в набегах союзных киевских князей на половцев и возвращаются с большой добычей. Денег у города хватает даже выкупать по две гривны ратников из Давид-городка, попавших к половцам в плен.
В 1223 году случилось событие, которое поставило Давид-городок, Туров и Пинск на грань выживания. Великий князь Киевский Мстислав Романович «Старый» предложил своему зятю, князю Туровскому Андрею Ивановичу пойти в поход в Великую степь, чтобы помочь половецким ханам справиться с неизвестным противником. Кроме захваченной добычи, половцы обещали отблагодарить русских князей за помощь золотом и лошадьми.
Пинские княжичи собрали в войско всех дружинников Давид-городка, за исключением раненых и больных и большую часть мужчин ополченцев. Города Туровского и Пинского княжеств остались практически без защиты. Битва на Калке окончилось плачевно для дружин русских княжеств. Из нескольких тысяч дружинников и ополченцев из Туровской и Пинской земли домой вернулись несколько десятков. Ни один из князей, бояр или дружинников не вернулся, все остались лежать в Диком поле. У княжеств физически не было денег восстанавливать с нуля дружины, покупать оружие, коней и доспехи. Поэтому города Пинского княжества попадают под влияние волынских князей. В городах появляются наместники и волынские дружины.
В 1230 году в Турове и Давид-Городке происходит полное разрушение городов. С чем это связано историки до сих пор не могут определиться, так как версия точечного землетрясения разрушившего только два города несколько спорна. В 1246 году Давид-Городок после трех дней осады берут татары, и полностью его сжигают. После этого Давид-городок отстроится лишь в составе Великого княжества Литовского, но это уже другая история.
Читайте также
- Подземный лабиринт Несвижа
- Сколько стоят золотые апостолы Радзивиллов
- Удивительная историческая кухня Беларуси. Черный медведь и королевский бык
- Берестье. Неспокойная весна 1283 года
- Сухопутные пираты Беловежской пущи