После того как основная часть 67-го механизированного батальона была поставлена в заслоне, прикрывающей отход 205-ой моторизованной дивизии, командование посчитало эту воинскую часть уничтоженной.
Уничтоженный батальон
Об этом свидетельствует и донесение командира 14-го механизированного корпуса генерал-майора Оборина и докладная командующего 4-ой армией Коробкова. В обоих документах говорится, что батальон был уничтожен полностью, хотя оба генерала точно знали, что это было не так. Под Березой создавали укрепленный район только две роты инженерного батальона. А вот третья рота, под командование воентехника 1-го ранга Большакова, согласно приказу начальника штаба 4-ой армии, выдвинулась в район города Дрогичин, где находился 20-ый мотоциклетный полк, майора Плевако.
Мотоциклетные полки РККА предназначались, согласно доктрине Генерального штаба Красной армии, для лихих разведывательных рейдов в близком тылу противника. Но приказом командующего Четвертой армией, мотоциклетному полку 14-го механизированного корпуса предписывалось занять оборонительный рубеж в районе Дрогичина, и подчиняя себе группы отступающих бойцов и командиров создать заслон от прорыва немецких войск по шоссейный дороге Кобрин-Пинск. Это была одна из лучших дорого Советской Белоруссии. Она была построена незадолго до начала войны польскими инженерами, имела усовершенствованное покрытие, позволяющее быстро передвигаться не только автомобилям, но и средним танкам.
Третья рота фактически вошла в состав мотоциклетного полка и принимала участие в боях на Пинском направлении, вплоть до начала июля. В июле 1941 в районе Мозыря остатки этой роты вошли в состав 121-го кавалерийского полка, 32-ой кавалерийской дивизии, которым был назначен командовать бывший командир мотоциклистов — майор Плевако.
Тыловики держат оборону
В самом Антополе оставались тыловые службы механизированного батальона, корпусная школа младших саперных командиров и ремонтные мастерские, где из учебных машин Т-26 делали полноценные боевые танки. Сейчас неизвестно, кто принял на себя командование саперами и ремонтники в Антополе, так как дальнейшие события нам известны по рассказам местных жителей, собранных студенческой экспедицией Брестского педагогического института в 1991 году.
В Антополе на 25 июня 1941 года находилось около 200 бойцов РККА и сотрудников местного отделения НКВД. Автомашины, которые находились в штате 67 — го механизированного инженерного батальона ушли вместе с основной частью батальона в Дрогичин и Березу. На четырёх имеющихся в Антополе грузовиках 23-го июня, оставшийся старшим командиром младший политрук Яков Нейман отправил вместе с семьями командиров инженерного батальона и сотрудников Антополького отделения НКВД в Пинск. К утру 25-го июня машины не вернулись.
В городской посёлок потянулись беженцы шедшие из Кобрина, который был захвачен к вечеру 23 — го июня. 24-го июня, командирами, включая весь личный состав младших командиров. Было решено оборонять дорогу Кобрин — Антополь с усовершенствованным покрытием. Примерно в трех километрах от городского посёлка был в течение суток построен узел обороны. У бойцов инженерного батальона, школы саперов и отделения милиции имелось 2 ручных пулемета, чуть более 100 винтовок и карабинов, несколько танков Т-26, способных самостоятельно передвигаться, но не имеющих снарядов. Начальник отделения Антопольского НКВД младший политрук Николай Кулеш, по собственной инициативе открыл склад с реквизированным оружием. Так как в районе Антополя на протяжении 1941 года действовали небольшие вооруженные банды, выбор реквизированного оружия был богатый от дамских браунингов, до тяжелого пулемета времен Первой Мировой войны. Винтовок и карабинов хватило всем, только у трофейного оружия имелось по 20-30 патронов на один ствол. Вечером 24-го июня 1941 года бойцы инженерного батальона заняли скрытый узел обороны.
Последний бой армейских мостостроителей
В 6. 30 25 июня со стороны Кобрина послышался звук моторов. По направлению к Антополю двигалась колонна автомобилей в сопровождении двух советских танков с нарисованной свастикой на башне. Танки явно были трофейные из тех, что танкисты 14-го механизированного корпуса бросали на дорогах из-за отсутствия топлива. Как не странно, но именно в первые дни войны советские танкисты бросали свои машины неповрежденными, или с минимальными поломками. Командиры танков даже не пытались их вывести из строя.
Оба немецких Т-26 подорвались на фугасе, который установили советские саперы. Противник временно отступил не приняв боя. Через час над позициями появилась шестерка пикирующих бомбардировщиков, затем ударили тяжелые минометы. Бойцам инженерного батальона нечего было противопоставить немцам. Зенитного и артиллерийского вооружения в батальоне никогда и не было, а после обстрела почти четверть бойцов были ранены, пришлось их эвакуировать с позиции и разместить у местных жителей в Антополе.
К 9.30 вдоль дороги Кобрин-Антополь показались немецкие пехотинцы. Их было не менее двух рот, а наступление поддерживали минометная батарея и пехотные орудия. Пулеметы инженерного батальона заставили немцев залечь в кювете, но неожиданно со стороны Антополя появились немецкие самокатчики в сопровождении тяжелого броневика. Паника овладела бойцами, и они бросились по направлению к лесу. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Раненых бойцов, которых разместили в белорусских семьях, местные жители выдали за своих родственников. Немцы их до весны 1942 года не трогали, а потом ставили перед выбором или идти служить оккупационной власти в качестве специалиста или полицая или уезжать в трудовые лагеря Германии. В основном бойцы выбрали третий путь – пополняли окрестные партизанские отряды. В 67-ом инженерном механизированном батальоне были со всего СССР собраны инженеры и техники, умеющие быстро возводить надежные переправы для наступления механизированных частей. А погибли они , выполняя задачи прикрытия и обороны, как обычная пехота, не оставив после себя ни подробных отчетов ни мемуаров бойцов и командиров.
Читайте также
- Брестское направление-1941. Мертвый батальон
- Что делал в Бресте заместитель Судоплатова 22 июня 1941 года
- Брест-1941 Последняя попытка майора Кузнецова
- Брест — 1941 Отчетливые следы заговора
- Кто подставил майора Кузнецова, командира брестских пограничников