В штабе Западного фронта отлично понимали боевую ценность корпусного комиссара Ивана Сусайкова, как боевого командира ответственного за оборону Борисова, с его стратегическими мостами через Березину. Поэтому ему в заместители назначили двух действующих командиров стрелковых дивизий, которых начало войны застало в дороге.
Сводная дивизия Гришина из окруженцев
Пробиться к своим блокированным возле Государственной границы соединениям они уже не могли, и поэтом штаб фронта оставил их на усиление корпусного комиссара в Борисове. Это командир 2-ой стрелковой дивизии полковник Михаил Гришин. Войну он встретил в отпуске в Сочи. Перед войной по поводу порядков царивших во 2-ой стрелковой дивизии была даже написана докладная в Центральный комитет КПБ.
Видимо жестокость Михаила Гришина, стала ключевым фактором того, что ему было поручено создать из отступающих бойцов и командиров новую дивизию, способную дать отпор немецким танковым дивизиям. Это уникальное для начала войны соединения получило название – сводная дивизия Гришина. В неё так же вошли крупные отряды вырвавшихся из района Бреста 42-ой и 6-ой стрелковых дивизий. Сводная дивизия Гришина состояла из двух стрелковых полков, без тяжелого вооружения, пулеметного батальона и гаубичного полка, в составе которого было не более 10-122 мм гаубиц. Кроме того в состав дивизии были переданы несколько зенитных орудий, которые были обнаружены на станции.
Полковник Лизюков тоже случайно оказался в Борисове, не доехав до места назначения. Войну он встретил в отпуске в Москве. В Наркомате обороны он получил назначение – заместитель командира 17-го механизированного корпуса и уже 23 июня выехал в Барановичи. Но в Борисове поезд попал под бомбежку. Лизюков стал начальником штаба Борисовского гарнизона, который в штабе Западного фронта стал именоваться оперативной группой.
Мосты подготовить к подрыву
В Борисов каждый час прибывали бойцы с отступающего по всем направлениям Западного фронта, но не было возможности и времени устраивать фильтрационные пункты для проверки военнослужащих. Командование гарнизона понимало, что их главная задача не дать захватить стратегические мосты, через Березину, поэтому их требовалось подготовить к подрыву на самый крайний случай. Для этого специально был сформирован 122-ой легкий инженерный батальон. На мостах стали дежурить посты войск НКВД и РККА.
Кроме мостов в Борисове под охрану были взяты деревянные мосты в Зембине и Чернявичах Борисовского района. Они хоть были построены из дерева, но способны были выдерживать грузовые автомобили и танки. Иван Сусайков даже планировал усилить мосты орудиями ПВО и зенитными пулеметами, которые охраняли 54 авиабазу.
Очень сомнительным приобретением являлся 12-ый дивизион бронепоездов РККА, прибывший из Брянска, где он был спешно сформирован. По мнению командования, дивизион должен был оборонять железнодорожный мост. Бронепоезда № 47 и 48 представляли собой слегка модернизированные реликты времен Гражданской войны. Техническое состояние бронеплощадок, сделанных на базе дореволюционных американских вагонов, было аварийное.
Старые 76.2- мм орудия, образца 1902 года и пулеметы «Максим» были прикрыты тонким слоем стали, на сгнившей деревянной подложке. Комиссия Наркомата обороны предлагала еще в 1940 году окончательно списать бронеплощадки, из-за невозможности их использовать даже в качестве учебных машин. И вот такая помощь пришла в Борисов, где готовились сражаться с группой Гудериана.
Главная надежда штаба фронта
Главной боевой силой гарнизона служило Борисовское танковое техническое училище. Количество курсантов, вместе с преподавателями и техническими работниками составляло 1400 человек. Начальник гарнизона подчинил себе еще 20-ую танкоремонтную базу и смог создать на базе курсантов усиленный полк, состоящий из 1500 бойцов имеющих более 10 танков БТ-7 и БТ-5. Кроме того полк был усилен двумя противотанковыми батареями. Кроме того имелось 10 танков, способных стать неподвижными огневыми точками и 27 пулеметных танкеток Т-27, которые использовали, как вооруженные тягачи для орудий.
В эти дни у гарнизона Борисова полностью отсутствовала связь не только с штабом Западного фронта , но и даже с командованием 44-го стрелкового корпуса, в оперативном подчинении которого находился Борисовский гарнизон. По воспоминаниям Константина Симонова, который был в эти дни в Борисове, корпусной комиссар не имел никаких сведений о боевой обстановке и находился в растерянности. Только 30 июня удалось установить связь со штабом, в этот же день и произошли первые столкновения.
Разведывательный дозор курсантов с двумя танками и бронеавтомобилем нарвался на бронированную разведку 18 танковой дивизии вермахта. Опытным советским наводчикам-инструкторам удалось подбить немецкий танк, но и сами потеряли одну боевую машину. Боевое столкновение произошло в 15 километрах от Борисова. Уже 1 июля два бронепоезда тоже вступили в бой с противником. Ожидаемо старые бронепоезда, не имевшие современной защиты, полностью проиграли немецким легким танкам. Один бронепоезд сгорел, второй получил повреждения и уже 2 июля 1941 года отправился на ремонт в Брянск.
1 июля немцы атаковали 1-й батальон курсантов, которые прикрывали мост в Зембине. Несмотря на большую подготовку, мост так и не удалось взорвать. Курсанты отступили на восточный берег Березины. Попытка поджечь мост, тоже была провалена. Уже после этого в 13.00 танковая рота 18-ой танковой дивизии захватывает сходу в целости самый современный бетонный мост в черте города. И это несмотря на то, что он был самым охраняемым объектом в городе, нашпигованный взрывчаткой. Это явно было предательство, но подробнее об этом в продолжении…
Читайте также
- Последние солдаты Брестской крепости
- Брест — 1941 В боях с контрабандой
- Брест-1941 Пограничный спецназ. Подготовка
- Пограничный ОСНАЗ майора Александра Кузнецова
- Секретные поручения для пограничного отряда