Весной 1941 года на западе Брестской области происходит формирование 14-го механизированного корпуса, который по замыслу Генерального штаба РККА должен был стать главной ударной силой 4 — ой армии, прикрывающей важнейшее, брестское стратегическое направление.
Инженеры автобронетанковых войск
В состав корпуса кроме саперных батальонов танковых и моторизованной дивизии, входил ещё и отдельный 67-ой моторизованный инженерный батальон. Он непосредственно подчинялся штабу корпуса и выполнял задачи инженерного обеспечения механизированных войск. На май 1941 года в батальоне имелось 956 бойцов и командиров, более 100 автомобилей, 14 мотоциклов, легкий понтонный парк. Бойцы были вооружены винтовками Мосина, самозарядными винтовками Дегтярева, имелись в батальоне ручные пулеметы и ранцевые огнеметы.
Первоначально инженерный батальон должен был располагаться в деревне Пески, в нескольких километрах от штаба корпуса. Но из-за невозможности быстро создать необходимую техническую базу, было принято решение о передислокации моторизованного инженерного батальона в местечко Антополь, которое в 1940 году стало районным центром Брестской области. Здесь проживали более 4000 жителей. В Антополе находились крупные механические мастерские, которые до сентября 1939 года использовались бронетанковыми подразделениями Войска Польского.
Жестокость польских жандармов
В сентябре 1939 года при присоединении Западной Белоруссии к Советскому Союзу в Антополе состоялся один из немногочисленных боев. В местечко, которое охраняло взвод польской жандармерии, ворвался советский танк. То ли его экипаж заблудился, или проводил разведку, но он заглох прямо на центральной площади местечка. Советский танк окружили жандармы и предложили экипажу сдаться, так как другой быстрой возможности захватить бронированную машину не было.
Боекомплект танка был расстрелян, поэтому танкисты не открывали огня по жандармам, которые окружили танк. На помощь бойцам РККА пыталась прийти местная ячейка вооруженного подполья. Но несколько пистолетов не могли в бою противостоять винтовкам и пулемету жандармов. Поэтому боевая ячейка была разбита, а несколько подпольщиков убиты.
Потом произошла жутчайшая история: командир польских жандармов, чтобы заставить выйти советских танкистов приказал обложить танк снопами соломы и вязанками дров. Сейчас уже неизвестно хотел он их взять в плен или просто уничтожить от бессилия, так как гибель Польши под ударами Германии и Советского Союза уже была понятной даже любому безграмотному крестьянину. Огонь разгорелся, а танкисты не вылезли из танка.
Крики местных жителей заставили жандармов начать тушить огонь. После этого два слесаря из ремонтных мастерских смогли открыть люки танка, но советских бойцов спасти уже не удалось. Их тела похоронили в центре у церкви, а осенью 1940 года на братской могиле был установлен небольшой обелиск. В одной братской могиле были захоронены советские танкисты с командиром танка младшим лейтенантом Толстопятовым и подпольщики, которые пытались их спасти.
В первомайском митинге 1941 года, рядом с могилой, уже участвовали бойцы и командиры 67-го моторизованной инженерного батальона. Командиром батальона стал капитан Тихон Половченко, до этого командовавший саперной ротой в механизированной бригаде.
Губительный заслон инженерного батальона
В начале июня в Антополь перевели корпусную школу младших командиров для саперных и инженерных войск, кроме командиров саперных отделений здесь проходили обучение мобилизованные, которых готовили на должности помощников командиров взводов строительных батальонов, которые начали формироваться с 1 июня 1941 года. Кроме того в Антополе проводился ремонт и восстановление учебных танков Т-26, которые поступали на вооружение 14-го механизированного корпуса. По свидетельству местных жителей на 22-ое июня в местечке находилось 8 боевых машин.
Начало войны батальон встретил практически в полной боевой готовности. Ни в первый, ни во второй день немцы не бомбили Антополь. Командование 4-ой армии поставило задачу батальону: три роты, автомобильным транспортом должны были быть переброшены к утру 23 июня 1941 года на новый рубеж обороны, который по приказу штаба армии возводился в районе Берёзы Картузской. Одна рота отходила в район Дрогичина, где размещался мотоциклетный полк майора Плевако, которому было приказано организовать оборону на пинском направлении. Рота должна была оборудовать полноценный оборонительный узел на трассе с твердым покрытием Кобрин-Пинск.
Комендантский взвод, корпусная школа младших саперных командиров находились до дальнейших распоряжении в Антополе. Всего это было около двухсот человек с винтовками и несколькими пулеметами.
Судьба 67-го моторизованного инженерного батальона оказалась трагична. Основная часть батальона, приняла бой ранним утром на рубеже реки Ясельды 25 июня 1941 года. Инженерный батальон и минометную батарею командование 205-ой моторизованной дивизии использовало как заслон, для отхода основной части дивизии и раненых на восток, к Коссово и Ивацевичам.
Бойцам противостояли части 3 и 4 танковых дивизий вермахта. Судя по рассказам местных жителей, узел обороны сопротивлялся около двух часов, после чего немцы применили артиллерию и авиацию. К сожалению, из состава трех рот, принявших бой на реке Ясельда, живых после войны не осталось. О судьбе еще двух отрядов 67-го моторизованного инженерного батальона, расскажем во второй части…
Читайте также
- Что делал в Бресте заместитель Судоплатова 22 июня 1941 года
- Брест-1941 Последняя попытка майора Кузнецова
- Брест — 1941 Отчетливые следы заговора
- Кто подставил майора Кузнецова, командира брестских пограничников
- Брест — 1941. Полноценный отдых вместо боевого задания