Командир 120-го гаубичного полка большой мощности полковник Лопуховский узнал о начале войны от секретаря Барановического райкома около 10 утра 22-го июня 1941 года. Так как связь со штабом армии и штабом округа отсутствовала. Рации не действовали из-за больших помех.
Самый удивительный артиллерийский полк РККА
Только с железнодорожной станции Лопуховский смог связаться со штабом армии и штабом полка в Коссово. Этот маленький городок с огромным дворцом был местом постоянного дислокации полка. Опытный военный Николай Лопуховский понимал реальную силу немецкой армии и, несмотря на то, что Коссово находилось в 100 километрах от государственной границы, он дал команду начать эвакуацию семей командиров РККА вглубь страны, выделив для этой цели шесть грузовых автомобилей. Полковник, понимал, что его командиры в этот тяжелый час должны думать, как нанести максимальный урон врагу, не тревожась за судьбу близких людей.
Артиллерийскими полками обычно командовали капитаны или майоры, но 120 гап БМ, командовал полковник, в таком чине обычно уже командовали дивизиями. Но 120-ый полк был непростой. На его вооружении стояли могучие английские 203-мм гаубицы Виккерса, которые получала царская армия перед самой революцией, для формирования тяжелой артиллерии особого назначения. Всего в артиллерии РККА на начало войны, было 36 исправных таких орудий. Из них 24 единицы находились в боевом составе 120-го артиллерийского полка. Эти орудия были по своим разрушающим качествам похожи на немецкие 210-мм мортиры, которые проявили себя с первых часов войны. Но только стреляли немного дальше. Снаряд весом в 91 килограмм английская гаубица способна была забросить на 11 километров.
Артиллерийский полк насчитывал более 2000 бойцов и командиров. Кроме 24 мощных гаубиц, разделенных на 4 дивизиона. Кроме того полк был великолепно обеспечен транспортом и радиосвязью, что была редкость для всех подразделений Красной Армии. В полку полковника Лопуховского было более 100 артиллерийских тягачей и тракторов, включая мощные и редкие модели «Ворошиловец» и «Сталинец-2». Автомобильный парк состоял из 370 грузовых автомобилей, включая невиданные в других частях, полугусеничные ЗИС-33, которых в полку было почти 40 единиц. На вооружении штабной батареи были автоматы ППД. Кроме того в полку имелось более полусотни ручных пулеметов и почти 20 раций дивизионного уровня.
Мощный артиллерийский довод
Полк представлял собой могучую силу способную при правильном управлении, нанести огромный урон наступающим силам противника. Но командование округа решило бросить, гаубицы огромной мощности навстречу наступающему противнику. Полковнику Лопуховскому был передан приказ выдвигаться в район Березы-Картузской, где выстраивался новый рубеж обороны, костяком которого была 205-ая моторизованная дивизия.
Для эффективной работы артиллерии особой мощности нужна отлично работающая связь и корректировка огня. При применении гаубиц требуется тщательный анализ разведывательных данных, включая аэрофотосъемку. Каждое такое орудие и специалисты, способные его обслуживать, не говоря уже об особой автомобильной технике, стоят государству очень дорого. Ресурс, потраченный на создание штатного гаубичного полка большой мощности равен созданию десяти обычных артиллерийских полков дивизионного уровня.
Полковник Лопуховский это понимал, как и то, что без серьезного прикрытия ПВО, его могучие орудия становятся легкой добычей немецкой авиации. Но командование РККА, в первые дни войны, действовало так, словно было заинтересовано в потерях, как можно большего числа тяжелой артиллерии, самолетов и танков.
Потеря ценной артиллерии и особой техники
Полк тяжелой артиллерии до Березы-Картузской доехать не успел. Части 205-ой моторизованной дивизии отступили к Ивацевичам, где совместно с полком Лопуховского приняли бой. Эффект от применения тяжелых орудий, которые с колёс втянулись в бой был не убедительным. Без разведки и корректировки огня огромные английские снаряды оставляли огромные воронки, не причиняя особого вреда механизированным колоннам врага, которые остановились, ожидая свою пикирующую авиацию. До кого-то в Москве всё-таки дошли доводы Лопуховского и полку разрешили отступить. Но было уже поздно. Немецкие бомбардировщики отлично справились со своей задачей.
Только четыре орудия, три десятка тракторов и полсотни автомобилей добрались не переформирование. Благодаря командиру было сохранено три четверти личного состава полка, поэтому часть сохранившая своё знамя и штаб отправилась на доукомплектование.
До войны на базе полка в Коссово планировалось сформировать еще один тяжелый гаубичный полк — 612 гап БМ. Перед самой войной в Коссово начали прибывать резервисты и командиры, выпускники военных училищ. А перед самой войной прибыли новейшие советские 203-мм гаубицы на самоходном лафете. Двенадцать из них выгрузили, а шесть оставалось на железнодорожных платформах.
На начало войны в Коссово оставалось лишь несколько опытных командиров, и отсутствовали тяжелые тягачи и трактора, чтобы начать эвакуацию ценных орудий. Железная дорога поначалу обещала маневровый паровоз, чтобы вывезти платформы с орудиями, но немцы разбомбили подъездные пути. Именно в этот город ехал Гудериан, чтобы осмотреть тяжелые трофейные гаубицы. И в окрестностях Коссова его чуть не захватили бойцы 205 мотострелковой дивизии, но об этом уже в следующей статье.
Читайте также
- Брестское направление 1941. Секретное хранилище Бронной Горы
- Брестское направление 1941. Немощь и сила советской моторизованной дивизии
- Брест-1941. Потерянный шанс немецкого десанта
- Брест 1941. Диверсанты и бронепоезд у пограничного моста
- Брестское направление 1941. Польский лагерь для моторизованной дивизии РККА