К полудню 22 июня 1941 года в Бресте не осталось защитников
К 11.30 22 июня в Бресте складывалась следующая ситуация. Активная перестрелка шла в районе Брестской Крепости и на обеих улицах, ведущих из города в крепость. Рубеж обороны, который готовили бойцы комендатуры, милиция и члены истребительного батальона Брестского райкома КПБ по улице Ленина был оставлен по приказу заместителя командира 6 стрелковой дивизии РККА М.Е. Козыря. Даже тюрьма была спешно оставлена доблестными чекистами 137 конвойного батальона НКВД и оттуда вырвались как уголовники, так и политические заключенные. Если вторые рванули по домам, то первые добавили дополнительной суматохи в затихший, перед большой бедой город. На городской электростанции, которая находится на берегу реки Мухавец, на половине пути от крепости в центр города, готовились взорвать оборудование несколько саперов. Однако, персонал станции не дал им этого сделать, обезоружив военных и сдав их охранявшей стратегический объект местной милиции. На улице Гоголя полсотни офицеров во главе с областным и городским военкомами отбивались от полноценной роты 81 саперного батальона вермахта в здании военкомата.
Героические попытки эвакуации граждан из Бреста
На вокзале к тому времени смогли частично отправить пассажиров на восток. На дальше эвакуация приостановилась. Огромное здание депо и территория где стояли паровозы, с 8 утра плотно простреливалась несколькими немецкими пулеметами. Мотодрезину начальника отделения в 9 утра отослали в район станции Брест-Полесский, где должен был находиться бронепоезд войск НКВД и бойцы, которые прошли специальную подготовку по охране железнодорожных объектов. Но сержант милиции никого не обнаружил; ни на станции, ни в казармах, которые размещались тут же.
Дежурный по станции информировал, что бронепоезд и отдельный ремонтный поезд, с прицепленными пассажирскими вагонами покинули станцию три часа назад, а колонна легковых и грузовых автомобилей, которые привезли пассажиров и какие-то ящики, выехала из города примерно в то же время. После таких известий вокзал покинул дежурный конвойный взвод НКВД, мотивируя тем, что у них отсутствует приказ начальства о дальнейших действиях. Лейтенант, командир взвода, планировал пробиться либо к областному управлению НКВД, либо к городской тюрьме, где находился штаб конвойного батальона. Так или иначе, защитники вокзала лишились 4 ручных пулеметов и двух снайперских винтовок, не считая обычного стрелкового оружия и 42 бойцов.
С оружием вообще были существенные проблемы. У милиции не было автоматического оружия, командиры и бойцы имели при себе личное оружие с минимальным количеством патронов. Только у группы пограничников, отступивших к вокзалу, имелось несколько пулеметов. Защитникам вокзала очень пригодился временный склад оружия отобранного у контрабандистов и преступных шаек, в основном польского производства. И по случайности, на одном из путей находились два вагона с боеприпасами для винтовок и ручных пулеметов польской армии.
Сколько было защитников Брестского вокзала
Когда начались бои на дальних подступах, а первоначально гитлеровцы наступали с севера и с запада, число защитников вокзала составляло около полутысячи бойцов и командиров из разных частей гарнизона города. Сопротивление было достаточно хорошо организованным, немцы привлекли к захвату вокзала, кроме специально подготовленных штурмовых групп, 2 батальон 133 полка, части 45 разведывательного и 81 саперного батальонов. Благодаря начальнику отделения Леониду Елину, была организована полноценная эвакуация раненых с поля сражения, в расположенную в километре восточнее вокзала железнодорожную больницу.
С появлением немецких мотоциклов и броневиков со стороны центра города, оставалась свободной дорога на восток, чем воспользовались некоторые группы бойцов РККА, которые смогли отойти до полного окружения Брестского железнодорожного вокзала. Это случилось в 11.30, когда два немецких броневика с мотоциклистами заблокировали железнодорожный путь на Минск и Москву в районе киевского ответвления. Массивное здание вокзала служило неплохой защитой для оборонявшихся, а с крыши простреливались практически все направления. Установленные на высоте пулеметные точки заставили искать убежище наступающих австрийских вояк из 45 пехотной дивизии.
Но с малыми ротными минометами; мобильными и опасными на дистанции до километра, справиться не удалось. Двор вокзала был засыпан 50-мм минами, осколки которых выкашивали как защитников, так гражданских лиц. Поначалу люди прятались в многочисленных помещениях вокзальных зданий. К 14.00, прибывшие со стороны Тересполя бывшие французские танки, приспособленные для перемещения по железнодорожным рельсам, сделали это укрытие очень ненадежным. В это же время и был смертельно ранен в живот начальник отделения дороги Леонид Елин. Принявший командование обороной начальник железнодорожной милиции Алексей Воробьев приказал перебросить в подвалы полсотни ящиков с патронами и гранатами и всем оставшимся в живых, спуститься в подвалы. Прикрывали организованный спуск в подвалы бойцы пограничники во главе младшим политруком Борисом.
Первые сутки обороны вокзала
Всего в трех автономных подвальных помещениях площадью более 3 500 квадратных метров оказались более сотни вооруженных бойцов, милиционеров и железнодорожников с несколькими ручными пулеметами и почти 300 человек женщин и детей из числа семей командиров РККА. Уйти в подвалы было разумной идеей, к тому же их то и подвалами называть как-то мелко. Это полноценные подземелья, с огромными уходящим через весь город к реке кирпичными коллекторами и бетонным сводчатым ходом, ведущим в направлении крепости. Оба этих хода почему-то были завалены в июне 1941 года строительным мусором. Люди оказались разделены в трех подземных отсеках. Гражданские лица и часть милиционеров находились в подземельях под варшавской стороной вокзала.
К утру 23 июня немцы, потерявшие, при попытке проникнуть в подвал, почти с десяток солдат, предложили выйти всем женщинам и детям под гарантии главного врача Брестской железнодорожной больницы Артамонова. Большинство женщин и детей покинуло убежища, и их под конвоем увели в больницу. Немцы так же захватили трех пожилых железнодорожников, у которых пытались выяснить, где начинается ход в крепость, а также в каком месте находится взрывчатка, с помощью которой большевики заминировали вокзал. С этим и связано, видимо, нежелание немцев применять тяжелое оружие, они опасались мощного взрыва, который начисто бы смел нужную инфраструктуру. Но к сожалению немцы ошибались, стратегический объект железнодорожный вокзал, никто не подготавливал к взрыву…
В третьей части мы расскажем, что делал Отто Скорцени в брестских подземельях.