Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестский вокзал. Героизм преданных и обреченных
Пограничники были самыми активными защитниками

Брестский вокзал. Героизм преданных и обреченных. (2 часть)

К полудню 22 июня 1941 года в Бресте не осталось защитников

К 11.30 22 июня в Бресте складывалась следующая ситуация. Активная перестрелка шла в районе Брестской Крепости и на обеих улицах, ведущих из города в крепость. Рубеж обороны, который готовили бойцы комендатуры, милиция и члены истребительного батальона Брестского райкома КПБ по улице Ленина был оставлен по приказу заместителя командира 6 стрелковой дивизии РККА М.Е. Козыря. Даже тюрьма была спешно оставлена доблестными чекистами 137 конвойного батальона НКВД и оттуда вырвались как уголовники, так и политические заключенные. Если вторые рванули по домам, то первые добавили дополнительной суматохи в затихший, перед большой бедой город. На городской электростанции, которая находится на берегу реки Мухавец, на половине пути от крепости в центр города, готовились взорвать оборудование несколько саперов. Однако, персонал станции не дал им этого сделать, обезоружив военных и сдав их охранявшей стратегический объект местной милиции. На улице Гоголя полсотни офицеров во главе с областным и городским военкомами отбивались от полноценной роты 81 саперного батальона вермахта в здании военкомата.

Младшие командиры Брестской железнодорожной милиции в 1941 году

Младшие командиры Брестской железнодорожной милиции в 1941 году

Героические попытки эвакуации граждан из Бреста

На вокзале к тому времени смогли частично отправить пассажиров на восток. На дальше эвакуация приостановилась. Огромное здание депо и территория где стояли паровозы, с 8 утра плотно простреливалась несколькими немецкими пулеметами. Мотодрезину начальника отделения в 9 утра отослали в район станции Брест-Полесский, где должен был находиться бронепоезд войск НКВД и бойцы, которые прошли специальную подготовку по охране железнодорожных объектов. Но сержант милиции никого не обнаружил; ни на станции, ни в казармах, которые размещались тут же.

Дежурный по станции информировал, что бронепоезд и отдельный ремонтный поезд, с прицепленными пассажирскими вагонами покинули станцию три часа назад, а колонна легковых и грузовых автомобилей, которые привезли пассажиров и какие-то ящики, выехала из города примерно в то же время. После таких известий вокзал покинул дежурный конвойный взвод НКВД, мотивируя тем, что у них отсутствует приказ начальства о дальнейших действиях. Лейтенант, командир взвода, планировал пробиться либо к областному управлению НКВД, либо к городской тюрьме, где находился штаб конвойного батальона. Так или иначе, защитники вокзала лишились 4 ручных пулеметов и двух снайперских винтовок, не считая обычного стрелкового оружия и 42 бойцов.

Пограничники были самыми активными защитниками

Пограничники были самыми активными защитниками

С оружием вообще были существенные проблемы. У милиции не было автоматического оружия, командиры и бойцы имели при себе личное оружие с минимальным количеством патронов. Только у группы пограничников, отступивших к вокзалу, имелось несколько пулеметов. Защитникам вокзала очень пригодился временный склад оружия отобранного у контрабандистов и преступных шаек, в основном польского производства. И по случайности, на одном из путей находились два вагона с боеприпасами для винтовок и ручных пулеметов польской армии.

Сколько было защитников Брестского вокзала

Когда начались бои на дальних подступах, а первоначально гитлеровцы наступали с севера и с запада, число защитников вокзала составляло около полутысячи бойцов и командиров из разных частей гарнизона города. Сопротивление было достаточно хорошо организованным, немцы привлекли к захвату вокзала, кроме специально подготовленных штурмовых групп, 2 батальон 133 полка, части 45 разведывательного и 81 саперного батальонов. Благодаря начальнику отделения Леониду Елину, была организована полноценная эвакуация раненых с поля сражения, в расположенную в километре восточнее вокзала железнодорожную больницу.

Немцам пришлось задействовать моторизованный разведбат

Немцам пришлось задействовать моторизованный разведбат

С появлением немецких мотоциклов и броневиков со стороны центра города, оставалась свободной дорога на восток, чем воспользовались некоторые группы бойцов РККА, которые смогли отойти до полного окружения Брестского железнодорожного вокзала. Это случилось в 11.30, когда два немецких броневика с мотоциклистами заблокировали железнодорожный путь на Минск и Москву в районе киевского ответвления. Массивное здание вокзала служило неплохой защитой для оборонявшихся, а с крыши простреливались практически все направления. Установленные на высоте пулеметные точки заставили искать убежище наступающих австрийских вояк из 45 пехотной дивизии.

Германскому командованию вокзал нужен был целым

Германскому командованию вокзал нужен был целым

Но с малыми ротными минометами; мобильными и опасными на дистанции до километра, справиться не удалось. Двор вокзала был засыпан 50-мм минами, осколки которых выкашивали как защитников, так гражданских лиц. Поначалу люди прятались в многочисленных помещениях вокзальных зданий. К 14.00, прибывшие со стороны Тересполя бывшие французские танки, приспособленные для перемещения по железнодорожным рельсам, сделали это укрытие очень ненадежным. В это же время и был смертельно ранен в живот начальник отделения дороги Леонид Елин. Принявший командование обороной начальник железнодорожной милиции Алексей Воробьев приказал перебросить в подвалы полсотни ящиков с патронами и гранатами и всем оставшимся в живых, спуститься в подвалы. Прикрывали организованный спуск в подвалы бойцы пограничники во главе младшим политруком Борисом.

Оборона Брестского вокзала была ожесточенной

Оборона Брестского вокзала была ожесточенной

Первые сутки обороны вокзала

Всего в трех автономных подвальных помещениях площадью более 3 500 квадратных метров оказались более сотни вооруженных бойцов, милиционеров и железнодорожников с несколькими ручными пулеметами и почти 300 человек женщин и детей из числа семей командиров РККА. Уйти в подвалы было разумной идеей, к тому же их то и подвалами называть как-то мелко. Это полноценные подземелья, с огромными уходящим через весь город к реке кирпичными коллекторами и бетонным сводчатым ходом, ведущим в направлении крепости. Оба этих хода почему-то были завалены в июне 1941 года строительным мусором. Люди оказались разделены в трех подземных отсеках. Гражданские лица и часть милиционеров находились в подземельях под варшавской стороной вокзала.

Первые пленные из подвалов появились 23 июня

Первые пленные из подвалов появились 23 июня

К утру 23 июня немцы, потерявшие, при попытке проникнуть в подвал, почти с десяток солдат, предложили выйти всем женщинам и детям под гарантии главного врача Брестской железнодорожной больницы Артамонова. Большинство женщин и детей покинуло убежища, и их под конвоем увели в больницу. Немцы так же захватили трех пожилых железнодорожников, у которых пытались выяснить, где начинается ход в крепость, а также в каком месте находится взрывчатка, с помощью которой большевики заминировали вокзал. С этим и связано, видимо, нежелание немцев применять тяжелое оружие, они опасались мощного взрыва, который начисто бы смел нужную инфраструктуру. Но к сожалению немцы ошибались, стратегический объект железнодорожный вокзал, никто не подготавливал к взрыву…

В третьей части мы расскажем, что делал Отто Скорцени в брестских подземельях.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники