Выберите язык: Russian English German French Polish Chinese (Simplified)
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест-1941 Важнейший элемент обороны
Форт Граф Берг

Брест-1941 Важнейший элемент обороны

В оборонительной линии фортов Брестской крепости  одним из самых важнейших элементов был «Форт Берг». Поначалу планировалось, что он будет прикрывать крепость с северо-запада. Но с появлением в 1867 году железной дороги Варшава-Брест-Литовск, его назначение изменилось. Основным его достоинством стала возможность держать под огнем железнодорожную магистраль. Строил российский форт талантливый инженер-генерал Франц Эдуард Тотлебен, который являлся товарищем генерал инспектора по инженерной части.

Форт Граф Берг

Форт Граф Берг

Любимый форт императора

Форт оснащался крупнокалиберными крепостными орудиями и мог контролировать и обстреливать не только железную дорогу, но и главный железнодорожный мост через реку Западный Буг. В форту размещалась образцовая 1 рота крепостной артиллерии.

В 1886 году император Александр III при посещении Брестской крепости лично соизволил посетить  форт «Граф Берг». Свое название он получил в честь российского наместника Царства Польского генерал-фельдмаршала  Российской Императорской Армии графа Фридриха Вильгельма Ремберта фон Берга. Лифляндский аристократ сменил на этом посту Великого князя Константина Николаевича, который оставил наместничество после очередного антироссийского восстания.

Император Александр Третий в Брест-Литовске

Император Александр Третий в Брест-Литовске

Крепостное начальство решило, таким образом, незаметно польстить наместнику, надеясь, что он приедет на открытие форта, но фельдмаршал проигнорировал это событие. Зато император Александр III сделал свой визит максимально торжественным. Царь прибыл не один, а с двумя наследниками российским Николаем и германским Вильгельмом. Он более трех часов осматривал самый современный форт российской империи, о чём и написали местные и петербургские газеты. Во время визита был произведен праздничный фейерверк, а рядовые чины получили праздничный ужин.

Крупнейший интендантский комплекс

Перед Первой Мировой войной форт потерял свою основную функцию огневого контроля района крупного железнодорожного моста через Западный Буг. Также у него появились и иное предназначение, возложенное на него запасливыми интендантами Российской Империи. В форту «Граф Берг» размещается крупнейший в Европе рефрижераторный комплекс с соответствующим новейшим немецким оборудованием. Строительство проходит в сроки с 1911 по 1914 год. По плану он был способен снабжать мясом и мясными консервами в будущей войне Западный фронт империи.  Размеры были впечатляющие. В форту «Граф Берг» могло храниться до 1600 тонн мороженого мяса и почти два миллиона банок мясных консервов.

К 1930 году поляки практически восстановили крепость

К 1930 году поляки практически восстановили крепость

Но в полную мощь ему заработать не удалось. Брестскую крепость было решено оставить германским войскам, предварительно сломав и уничтожив всё ценное.  Поляки, которые получили  Брест-Литовск от большевиков, вместе с другими белорусскими городами по Рижскому мирному договору, долго не могли начать восстановление крепостного хозяйства. Но уже к середине 20-ых годов польские военные строители отремонтировали форт, дав ему новое название «Форт Сикорского».

Понимая его стратегическое значение, польское командование тоже разместило в нём артиллерийскую воинскую часть. В  «Форте Сикорского» комфортно расположился 3 дивизион 30-го конноартиллерийского полка Войска Польского, вооруженного французскими 105-мм пушками. Их дальность и тип снарядов позволял надежно держать мост и прилегающую железную дорогу под огневым контролем. В сентябре 1939 года в форту «граф Берг» происходили  события достойные отдельного цикла статей, поэтому на них особо останавливаться не будем.

Долгое время в местных казематах лежали тюки с польской летной формой  и обувью. Местное население, несмотря на выставленные караулы, умудрялось проникать вовнутрь и черные кожаные двубортные пальто, с суконным воротником, которые служили униформой пилотов ВВС Польской Республики, были растащены по хатам в окрестных деревнях. Вплоть до 80-ых годов прошлого века  пожилые жители  Брестского района выходили в свет в таких пальто на самые главные праздники.

Мост стратегической важности

Мост стратегической важности

Прикрытие стратегического моста

Командование РККА приняло решение разместить в форту, получившем цифровое обозначение №7, артиллерийский гарнизон лишь летом 1940 года, после совещания в Бресте по вопросам охраны государственной границы с участием  заместителя наркома НКВД СССР генерал-лейтенанта  Масленникова. На нём было указано, что артиллерийские позиции форта должны вместе с узлом обороны  укрепленного района полностью контролировать железнодорожный мост и подходы к нему. За оборону стратегического моста  персональную ответственность  несут начальник областного управления НКВД и начальник Брестского гарнизона.

Основное орудие прикрытия Тереспольского моста

Основное орудие прикрытия Тереспольского моста

Присутствующий на совещании командующий 4-ой Армии РККА генерал-лейтенант Василий Чуйков даёт указание расквартировать на постоянной основе вместе с артиллерийским парком  в форту, рядом с железнодорожными путями  один артиллерийский дивизион.  После консультаций начальника артиллерии армии  с командирами дивизий было решено, что форт займёт 2-ой дивизион 131-го легко-артиллерийского полка 6-ой стрелковой дивизии. Эта дивизия до войны считалась элитой РККА. Свою историю она вела от Гатчинской дивизии, которая была сформирована из Петроградской Красной Гвардии и отряда Дыбенко.  Дивизия вместе со 131-ым легким артиллерийским полком активно участвовала в белорусском походе 1939 года. После установления границ с Третьим Рейхом дивизия была расквартирована в Брестской крепости. Но тщательно разработанный план артиллерийского прикрытия железнодорожных мостов дал сбой в самый необходимый момент, но об этом в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники