К вечеру 26-го июня 41 года в районе Восточных валов Брестской крепости шли оживленные боевые действия. Кроме группы лейтенанта Акимочкина из 98-го отдельного противотанкового дивизиона численностью до 70 человек здесь сосредоточилась группа лейтенанта Виноградова, сумевшая вырваться с территории Цитадели и несколько мелких групп сумевших прорваться из южной кольцевой казармы восточнее Госпитальных ворот.
Брошенный шоссейный мост
Вблизи от Восточных валов находился взорванный поляками мост шоссейной дороги Варшава – Брест, жители довоенного Бреста называли его «варшавским». Для автомобильного транспорта мост не годился, но при помощи крепких досок местные жители на взорванной основе моста сделали переправу, по которой возможно было переправиться не только пешеходу, но и велосипедистам. Это было удобно, так как ближайший мост находился на территории крепости и контролировался военными, а суворовский мост был на восточной окраине города. Этой переправой ежедневно пользовались местные жители из окрестных деревень, а также военные, жившие на квартирах в деревнях юго-западнее Бреста.
У пунктуальных немецких штабистов мост значился, как разрушенный, поэтому никаких мер по его использованию или охране они не составляли. Эта дорога предоставляла возможность очутиться сразу за городом и ночью добраться до лесов в районе артиллерийского полигона и Романовских хуторов. Виноградов в этом был неоригинален. Именно этим путем выходили из крепости последние группы прикрывавшие отход польских войск в 1939 году.
По наиболее популярной версии современных исследователей немецких архивов, группу Виноградова пленили 24 июня 1941 года в районе электростанции примерно в полутора километрах восточнее крепости. Про даты, проставленные в карточках военнопленного я уже писал, так немецкие интенданты на первоначальном этапе войны списывали трофейное подпорченное продовольствие. В Бресте продовольствие РККА в испорченной или сгоревшей упаковке, армейские интенданты через польских дельцов перепродавали еврейской общине, списывая на питание военнопленных.
Но если следовать воспоминаниям самого Виноградова то они оказались рядом с Варшавским шоссе, причем речка не разделяла группу и шоссе. А значит версия о том, что группа смогла вырваться через взорванный мост, является правдоподобной. Да и не мог лейтенант, побывавший не раз на полигоне, не знать, что варшавским шоссе называлась мощеная дорога от взорванного моста к границе.
Показания польского железнодорожного техника
И есть к тому же свидетельство местного жителя Адама Кузьмицкого, которого опрашивали в 1956 году и повторно в 1972 году. Последний раз он свои воспоминания рассказал студентам фольклорной экспедиции в 1988 году. В 1941 году Адам работал на железной дороге. Вечером 26-го июня 1941 года неизвестный человек в штатском пиджаке и с винтовкой Мосина передал ему записку от главного инженера паровозного депо, чтобы Адам к ночи был на работе. Неизвестный, представился Семеном, сотрудником новой власти и предупредил, что будет сопровождать его до самого паровозного депо вместе с немецким солдатом.
С Волынки , где жил работник железной дороги до депо самый короткий путь был через полуразрушенный мост. Периметр оцепления Брестской крепости был западнее моста на несколько сотен метров и проход оставался. По дорогам двигались немецкие автомобили и тягачи с орудиями, никто к группе из одного солдата и двух штатских интереса не проявлял.
Примерно в 21.30 они услышали активную стрельбу со стороны крепости, которая приближалась. До моста было не более 500 метров. Вскоре появилась группа человек 40-50 в грязном обмундировании РККА. Как успел заметить Адам, до того, как спрятаться в канаве со своими конвоирами у многих были ручные пулеметы, как советские, так и немецкие. В это время по шоссе двигалась механизированная часть , большие тягачи с солдатами в кузове тянули небольшие пушки с коротким стволом.
Они заметили группу бойцов РККА и остановились. Бой длился около часа. Вначале очень плотным был пулеметный огонь, потом послышались хлопки орудий небольшого калибра и рваные очереди крупнокалиберного пулемета. Адам служил пулеметчиком в польской армии и хорошо знал этот звук. Потом всё стихло. Когда они вылезли из канавы, к ним, ругаясь, подбежал фельдфебель, но солдат что-то ему отрапортовал и тот успокоился.
Последний бой лейтенанта Виноградова
Было видно аккуратно сложенных несколько трупов немецких солдат и группа раненных и скорее всего избитых красноармейцев численностью около двадцати человек. Солдаты снова цепляли к тягачам два орудия, а на дороге стоял бронеавтомобиль в странной пятнистой расцветке. Офицер, к которому они обратились, категорически запретил им идти через мост. Штатский с винтовкой пояснил, что немец опасается большевиков, которые могут прятаться рядом с мостом и пообещал подбросить их группу на грузовике до следующего моста.
При всех неточностях и нестыковках прорыв группы Виноградова – это боевая операция, проведенная по указанию объединенного штаба обороны, зафиксированная первым и единственным приказом по гарнизону Брестской крепости. И подлинник приказа, скорее всего, был у самого лейтенанта Виноградова при прорыве. Он как кадровый военный хорошо помнил, по советско-финской войне, чем может закончиться прорыв к своим, без приказа вышестоящего командира…
Читайте также
- Брест-1941. Ударная рота лейтенанта Виноградова
- Брест-1941 Неудобная правда лейтенанта Виноградова
- Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)
- 11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)
- Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина