Разъезд Кошелево, находящийся в семи километрах восточнее Бреста представлял собой к 22 июня 1941 года небольшую станцию, где на трех дополнительных путях, построенных накануне войны, стоял десяток эшелонов с ценным армейским имуществом, брошенным к часу дня своим охранением.
Необычные армейские внедорожники
Времени смотреть, какие военные грузы оставались брошенными, не было. Начальник отряда лишь послал узнать, какая техника стояла под брезентом. Там оказались несколько очень необычных легковых автомобилей ГАЗ в расцвете хаки, с ярко выраженными внедорожными свойствами. Это были новейшие советские автомобили ГАЗ 61-73. Они предназначались для передвижения высшего командного состава Красной Армии и НКВД. Такие автомобили были в гараже у наркома обороны и его заместителей. В Кошелево, по непонятной причине, занесло сразу четыре таких автомобиля, что 22 июня 1941 года составляло ровно десятую часть всех выпущенных машин этой марки в Советском Союзе.
Бензовоз, шедший с колонной 22-ой танковой дивизии, помог с заправкой автомобилей. Но спустить с высокой платформы удалось только два автомобиля. Один отдали для нужд начальника санитарной службы отряда Стукалова и раненых. Майор Кузнецов договорился с находящимся в головном танке Т-26 генерал-майором Пугановым, чтобы посадить на передовую броню танков брестских пограничников в качестве десанта. А сам на приобретенном автомобиле поехал с начальником штаба и комиссаром отряда, чтобы выработать план дальнейших действий.
Самая пограничная танковая дивизия СССР
Танковая дивизия, несмотря на то, что по мудрому решению советского генштаба её танковый и механизированный парк находился в трех километрах от государственной границы, смогла сохранить своё боевоё ядро. Всего, под интенсивным артиллерийским огнём, танкисты смогли вывести из Южного военного городка около ста боевых машин. Парк дивизии состоял из достаточно старых танков Т-26 выпущенных в период 1934-1937 года. Танкисты смогли вывести и заправить в пределах нарастающего боя более 100 грузовых машин.
В колонне, выдвигавшейся к Жабинке, шли артиллерийским тягачи с орудиями и подразделения саперов. Но заслуга в этом была не командира дивизии. Сложно сказать, в чью светлую голову пришла идея назначить теоретика и редактора «Автобронетанкового журнала» генерал-майора Виктора Пуганова, незадолго до войны, командиром самой пограничной танковой дивизии. Но, с боевых действий генерал-майор привыкший следовать указанию вышестоящего штаба несколько растерялся.
Только хладнокровие и отличное знание местности заместителя командира дивизии, полковника Кононова позволило вывести из-под огня из горящего парка танки, орудия и легковые автомобили. Боевые машины и автомобили даже удалось заправить, на дивизионной топливной базе в деревне Пугачево, неподалёку от Гузнянского моста, через который дивизия начала продвижение к месту сосредоточения, указанному в «красном пакете». К сожалению, не так радужно обстояло дело с боекомплектом. Снаряды к 45-мм орудиям и патроны к пулемётам ДТ в большом количестве находились на складах дивизии, которые размещались в Брестской крепости.
Причём 20 и 21 июня бойцы и командиры по приказу командира корпуса снимали с танков находящийся там боекомплекты, грузили его в автомобили и отправляли на склады в Брестскую крепость. Только танковая рота 22-го разведывательного батальона и 4 рота 43-го танкового полка, из-за внезапной поломки автомобилей не сдали свой боезапас, что позволило утром 22-го июня 1941 года, танкам дивизии отвечать на вражеские обстрелы. Но про странную ситуацию, в которую попала единственная пограничная танковая дивизия, мы ещё обязательно напишем.
Саперы-парашютисты особого назначения
Бойцы в зеленых фуражках быстро разместились на броне танков, и большая колонна тронулась по дороге вдоль железнодорожной ветки. Пограничники, хоть слегка и расслабились, но были начеку, поэтому, когда возле небольшого моста через глубокий мелиоративный канал увидели несколько советских тяжёлых мотоциклов М-72 и полтора десятка людей в форме саперных частей РККА. К остановившейся колонне подошёл военинженер 3 ранга и доложил, что мост был повреждён авиационным налетом, и взвод 33-го инженерного армейского полка заканчивает его восстановление.
Увидев вылезшего из танка генерала, саперный командир сразу вытянулся и сказал, что имеет конфиденциальную информацию, предназначенную лично для товарища генерал-майора. Капитан из разведывательного отделения пограничного отряда преградил путь генералу, сказав, что не стоит отходить от колонны, это может быть опасно. Генерал был готов поспорить, но тут у бойца, слезавшего с танка, произвольно выстрелил карабин. И тогда сапёры залегли и открыли огонь по колонне.
Два передовых танка и пограничники быстро уничтожили фальшивых саперов, взяв в плен военинженера, оказавшегося майором вермахта. Оказалась это группа была ещё в два часа ночи выброшена в районе деревни Харитоны, с целью минировании мостов в направлении Жабинка и нападения на одиночные легковые автомобили. Диверсионная группа не ожидала встретить здесь такую крупную танковую колонну. Мотоциклы, советское оружие, взрывчатку и форму получили у связного, служившего в районной милиции…
Читайте также
- Брест 1941. Лошади для Геринга
- Брест 1941. Героизм боевых заслонов и всеобщая паника
- Брест1941.Тайный груз бронепоезда НКВД
- Брест 1941. Пограничный спецназ Брестской крепости
- Брест 1941. Болотные дьяволы майора Плевако