Весной 1941 года в Брест зачастили руководители центрального аппарата НКВД из Москвы чтобы не бросаться в глаза большинство из них использовали для прикрытия полевую форму инженерных войск РККА. Это было разумной предосторожностью, так за государственной границей немцы вели наблюдение особо тщательно, но появление новых командиров в форме со знаками различия инженерных войск не могло настораживать. На противоположном берегу Западного Буга знали, что на строительство укрепленного района вдоль границы были брошены дополнительные ресурсы Наркомата обороны РККА.
Удивительная транспортная рота
Большинство гостей носящих звания от капитана ГБ и выше обязательно посещали Тереспольское укрепление, расположенное на самой границе. Это укрепление является самым спорным и самым неизученным объектом Брестской крепости. При первоначальном изучении информации о частях находящихся на Тереспольском укреплении, возникают вопросы, какие причины были для столь неудобного их размещения. Например, отдельную автотранспортную роту 17-го Брестского пограничного отряда. Штаб самого отряда находился в Бресте, склады отряда размещались в Комендантском городке Бреста.
Автотранспортная рота обслуживала заставы, протянувшиеся почти 100 километров, вдоль советско-германской границы. Большинство маршрутов поездок автомобильным и гужевым транспортом шло через город Брест. Да и само размещение тыловой транспортной роты на расстоянии 300 метров от вероятного противника вызывало особое удивление. Автотранспортная рота 17-го Брестского пограничного отряда размещалась на острове с особым комфортом, рядом с капитальными казармами находились дома с квартирами для командиров.
Имелись гаражи на 12 боксов и конюшня на 80 лошадей. Причем при Польше гараж был только на три автомашины, а конюшни не было вовсе. Были затрачены большие усилия, чтобы разместить в этом неподходящем месте тыловое пограничное подразделение. До осени 1940 года здесь размещалась маневренная группа пограничного отряда, и это было оправданно. Но потом группу перевели из Брестской крепости в Брест и разместили в Интендантском городке.
Пограничное начальство с большими звездами
Удивляет и то, что в обычную тыловую пограничную автомобильную роту зачастило начальство не только со шпалами на петлицах, но и с большими звездами. В марте-мае 1941 года пограничным автотранспортом кроме начальника 5-го (разведывательного) отдела УПВ НКВД БССР, интересовались генерал-майор Петров – начальник 1-го Управления ГУПВ НКВД СССР, генерал-лейтенант Богданов – начальник УПВ НКВД БССР, генерал-лейтенант Соколов – начальник ГУПВ НКВД СССР, генерал-лейтенант Масленников заместитель наркома НКВД СССР. Нельзя связать такие большие чины и скромную автомобильную роту.
Но все они даже не заезжали в казарму и канцелярию автомобильной пограничной роты, а ехали в комплекс зданий, охраняемый, внутри крепости дополнительными часовыми и шлагбаумом. Бойцы-пограничники, а других на Тереспольском укреплении и не было, точно знали, что не стоит пересекать невидимую границу за которой находился комплекс из нескольких зданий и большой спортивной площадкой. Этот комплекс находился в юго-западной части укрепления, практически на самом берегу. Подход к нему с немецкой стороны прикрывало сразу шесть ДОТов строящегося Брестского укрепленного района. Нигде более в районе Бреста бетонные оборонительные сооружения не были расположены настолько густо.
Шоферские курсы с тройным дном
По официальной истории здесь находились постоянно действующие окружные курсы шоферов НКВД БССР. Оставим в стороне, тот факт, что окружным курсам, тоже особо делать нечего в 200 метрах от границы. К тому занимать практической ездой на небольшом речном острове было крайне неудобно. Но курсы реально функционировали и постоянно привлекали к себе внимание высоких чинов. Кроме того на материальной базе окружных курсов проводились еще одни дополнительные курсы: для спортсменов, пулеметчиков, кавалеристов, командиров отделений маневренных групп, проводников служебных собак и даже кузнецов ветеринарных лазаретов. Объединяло эти самые разные курсы несколько факторов:
- руководители курсов имели самые запоминающие фамилии: Петров, Спиридонов, Жданов, но ни о ком из них не удалось выяснить достоверные сведения;
- во время курсов, Тереспольское укрепление всегда посещало начальство с большими звездами;
- во время проведения краткосрочных курсов, обычные курсанты-шоферы переводились в другие места (железнодорожная станция Брест-5, деревня Петровичи, гараж областного управления НКВД);
- режим повышенной секретности во время проведения курсов, дополнительная охрана, пароли, пропуска;
- несмотря на разную направленность курсов, практические дисциплины у них были очень похожи, с упором на стрельбу из автоматического оружия, изучение легкого и тяжелого оружия Вермахта, разведка и скрытое наблюдение, преодоление полосы препятствий с ручным пулеметом и последующей стрельбой на точность, владение холодным оружием.
В качестве выпускного экзамена проводилось очень нестандартное учение, на которое обычно и прибывали большие начальники из Минска и Москвы. Называлось оно «Прорыв банды-диверсантов, через Государственную границу СССР» Самое интересное было в том, что курсанты играли роль группы диверсантов, а у пограничников была задача нейтрализовать прорыв. Характерно и то, что пограничников никто не ставил в известность, что это учения, и они обязаны были действовать по-боевому. О последних учениях перед войной и почему так много белых пятен в официальной истории обороны Тереспольского укрепления, в продолжении…
Читайте также
- 11 лучших белорусских фильмов ко Дню Победы (часть 2)
- Брест-1941. Дерзкий план капитана ГБ
- Брест-1941. Особая десантная полурота Брестского пограничного отряда
- Брест-1941. Морские пехотинцы РККФ на улицах Бреста
- Приказ №1 для лейтенанта Виноградова