Большинство обстоятельств, приведших к стремительному продвижению немецких танковых групп, в июне 1941 года, до сих пор скрыты. Поэтому невозможно провести полноценное исследование. Неясно, по каким причинам накануне войны руководством Западного особого военного округа и особенно командованием войск НКВД были допущены вопиющие просчеты, приведшие к полной дезорганизации всех частей, отвечающих за оборону стратегических объектов.
Фатальная ошибка или продуманный план наркома Цанавы
Еще командир брестских пограничников майор Кузнецов вспоминал, что в последний мирный день он был вынужден по приказу руководства оголить наиболее значимое брестское направление. Но в 2 часа ночи 22 июня 1941 года, когда сведения о нападении Германии на СССР начали подтверждаться дозорами, он дал указание саперам погранотряда взорвать мост. Они должны были на бывшем польском моторном катере “ППК-01”, который использовался как речное плавучее средство начальника пограничного отряда, подойти к опорам моста и разрушить хотя бы одну из них.
В ночь на 22 июня 1941 катер находился на стоянке катеров острова Пограничный, так как до этого его использовали «курсанты-физкультурники», тренируя высадку на берег. Для координации и передачи указания туда выехал на мотоцикле один из командиров разведывательного отделения штаба пограничного отряда. Но его судьба остается неизвестной. Немцы еще с 7 июня точно знали схему минирования железнодорожного моста через Западный Буг. Её добыли в результате специальной операции, когда следующий по мосту поезд Берлин-Москва был экстренно остановлен. И никто не помешал немецким железнодорожникам зафиксировать места шурфов и кабельные траншеи, подготовленные для взрыва.
Но к началу войны немцы не знали, что по указанию наркома ГБ БССР Лаврентия Цанавы, взрывное устройство было выведено из строя. Сама взрывчатка оставалась в специальных шурфах, но кабель, ведущий к источнику электроэнергии, был выкопан и увезен ещё 18 июня 1941 года.
Штурмовая группа для захвата стратегического моста
У немцев для захвата моста готовилась особая штурмовая группа, временно подчиненная командиру 131-го полка. Она состояла из 75 человек прибывших из расположения 1-го учебно-строительного батальона Z.b.V 800. Специально подготовленные диверсанты прибыли на границу еще в конце мая.
Кроме постоянных тренировок, они в составе немецких пограничников ходили в караулы, в форме немецких железнодорожников занимались ремонтными работами на мосту. Это делалось для того, чтобы внезапное появление незнакомых лиц не встревожило разведку НКВД, ведущую круглосуточное наблюдение за мостом. Кроме того, в группу захвата моста была включена саперно-штурмовая рота. Она должна была высадиться на советского берегу Западного Буга и поддержать атаку штурмовой группы пулеметами и минометами с тыла. Ночью 20-го июня 1941 года немцы разобрали тыловую стенку своей караульной будки и втянули туда 37-мм противотанковое орудие, которое имело возможность стрелять фугасными боеприпасами.
Наготове был бронепоезд N 28 на котором находился десантный усиленный взвод и три танка S-35 на специальных платформах, позволяющих выгрузить танки с платформы в течение 3-5 минут при остановке. Танки и десантный взвод должны были взять под контроль, в первые минуты войны, здание штаба 28-го стрелкового корпуса, который с комфортом разместился в большом особняке, где до сентября 1939 года размещалось командование польского военного округа. Он находился в 400 метрах от железной дороги.
Также были подготовлены четыре бронеавтомобиля-дрезины Panhard 178(f). Быстроходные боевые машины были вооружены мелкокалиберным орудием с бронебойными снарядами и пулеметом. Они могли двигаться как по железной дороге, так и по шоссе. Боевая задача у них была перекрыть железную дорогу в районе крупной грузовой станции Брест-5, которая находилась на восточной окраине города и не дать возможность выезда из города любым грузовым и пассажирским составам. После перекрытия в течении часа на станцию должен быть прибыть вспомогательный батальон FEK и взять под охрану все объекты включая 1500 вагонов с военными грузами скопившимися на станции.
Череда странных случайностей
В этом плане самое забавное в том, что немецкой командование даже не учитывало в своих планах бронепоезд НКВД N 60, который по графику в ночь на 22 июня 1941 года должен быть в Бресте. А он неожиданно для самого командования 60-го полка НКВД ушел ночью, за несколько минут до начала боевых действий с секретным грузом в Барановичи. Складывается впечатление, что немецкое командование заранее знало, что в их продвижении по железнодорожным путям им ничего не грозит.
По воспоминаниям бывшего сержанта НКВД Дмитрия Кондратовича, опубликованным в 1960 году в районной газете «Чырвоны шлях» штурм моста начался неожиданно. Два орудийных выстрела попали в командирский блиндаж. Часть военнослужащих были уничтожены плотным пулеметным огнем, контуженных и безоружных немцы взяли в плен. Кондратович вспоминал, что когда его вели по мосту в плен, он увидел пограничников с перерезанным горлом, которые не успели подать сигналы тревоги. А также обратил внимание на группу младших командиров в форме внутренних войск НКВД, которые вооруженные стояли вместе с немецкими офицерами и о чем-то разговаривали.
Немецкий бронепоезд был готов выдвигаться для выполнения боевой задачи, но у бойцов и командиров 1 роты 18-го пулеметно-артиллерийского батальона 62 УР было иное мнение, но об этом в продолжении…
Читайте также
- Брест 1941. Смертельный таран советского комдива
- Брест-1941. Ударное танковое утро 23 июня
- Брест-1941. Последняя попытка командарма
- Брест 1941 Самый охраняемый пограничный мост Советского Союза
- Брест 1941. Пограничный мост, оставленный без охраны