Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест 1941. Диверсанты и бронепоезд у пограничного моста
Мост был захвачен стремительно

Брест 1941. Диверсанты и бронепоезд у пограничного моста

Большинство обстоятельств, приведших к стремительному продвижению немецких танковых групп, в июне 1941 года, до сих пор скрыты.  Поэтому невозможно провести полноценное исследование. Неясно, по каким причинам накануне войны руководством Западного особого военного округа и особенно командованием войск НКВД были допущены вопиющие просчеты, приведшие к полной дезорганизации всех частей, отвечающих за оборону стратегических объектов.

Немцам необходимо была железнодорожная инфраструктура Бреста

Немцам необходимо была железнодорожная инфраструктура Бреста

Фатальная ошибка или продуманный план наркома Цанавы

Еще командир брестских пограничников майор Кузнецов вспоминал, что в последний мирный день он был вынужден по приказу руководства оголить наиболее значимое брестское направление. Но в 2 часа ночи 22 июня 1941 года, когда сведения о нападении Германии на СССР начали подтверждаться дозорами, он дал указание саперам погранотряда взорвать мост. Они должны были на бывшем польском моторном катере “ППК-01”,  который использовался как речное плавучее средство начальника пограничного отряда, подойти к опорам моста и разрушить хотя бы одну из них.

В ночь на 22 июня 1941 катер находился на стоянке катеров острова Пограничный, так как до этого его использовали «курсанты-физкультурники», тренируя высадку на берег. Для координации и передачи указания туда выехал на мотоцикле один из командиров разведывательного отделения штаба пограничного отряда. Но его судьба остается неизвестной. Немцы еще с 7 июня точно знали схему минирования железнодорожного моста через Западный Буг. Её добыли в результате специальной операции, когда следующий по мосту поезд Берлин-Москва был экстренно остановлен. И никто не помешал немецким железнодорожникам зафиксировать места шурфов и кабельные траншеи, подготовленные для взрыва.

Немецкий бронепоезд был готов действовать

Немецкий бронепоезд был готов действовать

Но к началу войны немцы не знали, что по указанию наркома ГБ БССР Лаврентия Цанавы, взрывное устройство было выведено из строя. Сама взрывчатка оставалась в специальных шурфах, но кабель, ведущий к источнику электроэнергии, был выкопан и увезен ещё 18 июня 1941 года.

Штурмовая группа для захвата стратегического моста

У немцев для захвата моста готовилась особая штурмовая группа, временно подчиненная командиру 131-го полка. Она состояла из 75 человек прибывших из расположения 1-го учебно-строительного батальона Z.b.V 800. Специально подготовленные диверсанты прибыли на границу еще в конце мая.

Кроме постоянных тренировок, они в составе немецких пограничников ходили в караулы, в форме немецких железнодорожников занимались ремонтными работами на мосту. Это делалось для того, чтобы внезапное появление незнакомых лиц не встревожило разведку НКВД, ведущую круглосуточное наблюдение за мостом. Кроме того, в группу захвата моста была включена саперно-штурмовая рота. Она должна была высадиться на советского берегу Западного Буга и поддержать  атаку штурмовой группы пулеметами и минометами с тыла. Ночью 20-го июня 1941 года немцы разобрали тыловую стенку своей караульной будки и втянули туда 37-мм противотанковое орудие, которое имело возможность стрелять фугасными боеприпасами.

Наготове был бронепоезд N 28 на котором находился десантный усиленный взвод и три танка S-35 на специальных платформах, позволяющих выгрузить танки с платформы в течение 3-5 минут при остановке. Танки и десантный взвод должны были взять под контроль, в первые  минуты войны, здание штаба 28-го стрелкового корпуса, который с комфортом разместился в большом особняке, где  до сентября 1939 года размещалось командование польского военного округа. Он находился в 400 метрах от железной дороги.

Штаб корпуса находился недалеко от вокзала

Штаб корпуса находился недалеко от вокзала

Также были подготовлены четыре бронеавтомобиля-дрезины Panhard 178(f). Быстроходные боевые машины были вооружены мелкокалиберным орудием с бронебойными снарядами и пулеметом. Они могли двигаться как по железной дороге, так и по шоссе. Боевая задача у них была перекрыть железную дорогу в районе крупной грузовой станции Брест-5, которая находилась на восточной окраине города и не дать возможность выезда из города любым грузовым и пассажирским составам. После перекрытия в течении часа на станцию должен быть прибыть вспомогательный батальон FEK и взять под охрану все объекты включая 1500 вагонов с военными грузами скопившимися на станции.

У бронеавтомобилей-дрезин было своё задание

У бронеавтомобилей-дрезин было своё задание

Череда странных случайностей

В этом плане самое забавное в том, что немецкой командование даже не учитывало в своих планах бронепоезд НКВД N 60, который по графику в ночь на 22 июня 1941 года должен быть в Бресте. А он неожиданно для самого командования 60-го полка НКВД ушел ночью, за несколько минут до начала боевых действий с секретным грузом в Барановичи. Складывается впечатление, что немецкое командование заранее знало, что в их продвижении по железнодорожным путям им ничего не грозит.

Мост был захвачен стремительно

Мост был захвачен стремительно

По воспоминаниям бывшего сержанта НКВД Дмитрия Кондратовича, опубликованным в 1960 году в районной газете «Чырвоны шлях» штурм моста начался неожиданно. Два орудийных выстрела попали в командирский блиндаж. Часть военнослужащих были уничтожены плотным пулеметным огнем, контуженных и безоружных немцы взяли в плен. Кондратович вспоминал, что когда его вели по мосту в плен, он увидел пограничников с перерезанным горлом, которые не успели подать сигналы тревоги. А также обратил внимание на группу младших командиров в форме внутренних войск НКВД, которые вооруженные стояли вместе с немецкими офицерами и о чем-то разговаривали.

Немецкий бронепоезд был готов выдвигаться для выполнения боевой задачи, но у бойцов и командиров 1 роты 18-го пулеметно-артиллерийского батальона 62 УР было иное мнение, но об этом в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники