Когда начинаешь внимательно исследовать мемуары летчиков, которые оказались на приграничных аэродромах Западного особого военного округа, то создается впечатление, что воевать никто не собирался, а происходила огромная фальсификация с целью демонстрации.
Глупость и предательство ходят рядом
Ведь обязано командование просчитывать свои действия хотя бы на ближайшее оперативное время. Невозможно объяснить все те события, которые происходили в авиационных частях Западного военного округа обычной глупостью, не бывает глупости такого космического масштаба в военной сфере. А значит, существовал какой-то план, в который были вовлечены тысячи людей. И когда мы узнаем цель этого плана, мы получим объяснения всем странностям, которые происходили до войны и в первый месяц войны.
В мае 1941 года на аэродром в Барановичах садится на вынужденную посадку немецкий разведчик Хе-111. И пока советское авиационное начальство и сотрудники безопасности смотрят друг на друга, немецкий экипаж непринужденно сжигает самолет с ценным разведывательным оборудованием, а через два дня немецкие офицеры на поезде отправляются в Берлин, курьерский поезд специально для этого задерживают в Барановичах.
7-го июня 1941 года летчики 33-го истребительного полка вынуждают сесть на аэродроме в Пружанах немецкий бомбардировщик, переделанный в транспортный самолет. Внутри находится диверсионная или разведывательная группа из 12 человек. На момент обнаружения немецкий самолет находился на расстоянии 100 километров от государственной границы. Командир полка и комиссар дивизии поздравляют летчиков-истребителей с блестящей операцией и советуют вертеть дырки для ордена. Но вместо этого летчики получают выговор по указанию самого наркома обороны. Немецкий самолет заправляют и сопровождают до государственной границы.
Создание идеальных условий для противника
Немцы словно издевались, например 15-го мая транспортный самолет Люфтваффе провёл полет по маршруту Белосток — Минск — Смоленск — Москва и беспрепятственно сел на поле центрального аэродрома на Ходынке. В пути самолет несколько раз обнаруживали советские истребители, но не делали ни одной попытки сбить или посадить немецкий самолет с огромными свастиками на борту. А знаменитое указание от 9 июня 1941 года, где под ответственность командиров дивизий сообщалась, что на некоторых участках государственной границы возможны до 25 июня 1941 года пролеты немецких самолетов в количестве эскадрилья и более. Противодействовать этому запрещалось под угрозой военного трибунала и под ответственность командиров дивизий.
Даже если взять, что основной идеей было не поддаваться на провокации такие указания, максимально снижающие боеспособность, были уже перебором. Но с другой стороны 22 июня 1941 года сбивать немецкие самолеты с земли все равно было нечем: все зенитные орудия стрелковых дивизий и районов ПВО находились на расстоянии 400 километров от границы.
При таких исходных , 10-ая смешанная авиационная дивизия смогла нанести врагу максимальные повреждения в отличие от своих соседей. В 9-ой авиадивизии, несмотря на то, что командир 129-го истребительного полка успел поднять на защиту городов четыре эскадрильи до бомбардировки аэродрома, слабая подготовка пилотов дала себя знать. До 12.00 22 июня авиационная дивизия, прикрывающая Гродно и Белосток потеряла 74 самолета в воздухе и 234 самолета на земле.
В 10-ой дивизии истребительные полки, расположенные в Кобрине и Пружанах сумели избежать фатальных потерь первого налёта, успев поднять самолеты в воздух. Летчики дивизии участвовали в прикрытии городов и вылетающих на задание бомбардировщиков.
Пропавший полк 10-ой авиационной дивизии
Бомбардировщики 39-го полка смогли нарушить танковую переправу через реку Западный Буг. Они были единственные на территории округа, кому это удалось 22-го июня 1941 года. Основная проблема была в малом количестве запасных аэродромов. После выполнения боевого задания летчикам некуда было возвращаться, так как родной аэродром пылал и взрывался. Часть из них перелетело на более отдаленные аэродромы, такие как Барановичи и Бобруйск, которые имели хоть частичное прикрытие ПВО. Всего дивизия потеряла к вечеру первого дня войны 180 самолетов.
Единственным полком 10-ой авиационной дивизии, который не осуществил ни одного боевого вылета, стал 74-ый штурмовой полк. Несмотря на то, что заместитель командира дивизии объявил в полку боевую тревогу до начала бомбардировки, в воздух не поднялись ни старенькие И-15 с мощными пушками, ни новейшие Ил-2, единственные в округе. Почему это произошло, ответа пока нет. В большинстве пограничных аэродромов успевали поднять в воздух хотя бы эскадрилью. Помощь пограничников помогла эвакуировать штаб, знамя полка, раненых и несколько пилотов. А что случилось с основной группой летного и технического состава полка неизвестно.
После того, как к аэродрому прорвались немецкие механизированные части и пограничники вступили в бой, полк начал отступать лесными дорогами в район Видомли, где была вероятность найти автотранспорт. Но колонна, состоящая из 120 человек, с ручными пулеметами до Видомли так и не добралась. Все они считаются пропавшими без вести при проведении эвакуации авиаполка, но я уверен, что и эту загадку мы обязательно разгадаем.
Читайте также
- Брестское направление-1941 .Пулеметные курсы особого назначения
- Брестское направление 1941. Огненная западня для штурмового авиаполка
- Брестское направление 1941. Мгновенный разгром артиллерийского полка
- Брестское направление-1941. Запрещенная авиационная разведка
- Брестское направление-1941. Тяжелый груз полковника Васильева