Исторические спектакли в белорусских театрах ставили всегда, так как это благодатная тема и для драматурга и для зрителей. Только история всё больше бралась либо мировая, либо недавняя советская, времен революции 1917 года и Великой Отечественной Войны. Существовала даже опера композитора Богатырева, про партизанское движение в 1920 году «В пущах Полесья».
Культовым в Беларуси стал и спектакль по пьесе К. Губаревича «Брестская Крепость», премьера которого состоялась в 1956 году в Бресте. Этот спектакль был 953 раза показан на гастролях жителям Советского Союза, ПНР, Монголии, Болгарии. А в 1960 году этот спектакль собрал аншлаг на сцене Кремлевского театра в Москве.
Исторические пьесы в театрах Беларуси
Пьесы из более далекой истории не поддерживались руководством БССР и практически не ставились в репертуар. И только в новом тысячелетии белорусские режиссеры вплотную подошли к истории своей страны. По рейтингу зрителей и самих театральных деятелей именно эти пять спектаклей, сейчас составляет гордость белорусских постановщиков.
1. Театр имени Горького (Минск) «Пане Коханку» Андрея Курейчика. Фигура Кароля Станислава Радзивилла, прозванного современниками «Пане Коханку» . В переводе это означает – любимый господин, именно так Кароль Станислав обращался и к своему мелкому шляхтичу, и к особам с королевской кровью. Спектакль про эксцентричного магната, который ссужал деньги королям, был лучшим другом, а спустя какое-то время личным врагом российской императрицы и австрийского императора.
Но, в то же время, оставался романтиком, способным пылко влюбится в простолюдинку или мечтать, что все беларусы научатся летать. Но это не мешало Пане Коханку быть жизнелюбивым человеком, который обожал застолья и всякие истории. Которые, и сам был рассказывать большой мастер. Современники давались диву, выслушивая новые его байки. Основные события спектакля происходят в Несвиже, где в реальности и похоронен Кароль Станислав Радзивилл.
2. Театр белорусской драматургии (Минск) «Карьера доктора Рауса» по пьесе Виктора Мартиновича. Постомодернистский спектакль о мытарствах первого белорусского книгопечатника и известного просветителя XV-XVI веков Франциска Скарыны. С юмором показаны его странствия по Европе и Московскому Царству. Наивного мечтателя, который надумал напечатать книгу на родном языке, подозревают и в слабоумии, и в корысти и шпионской деятельности одновременно.
Спектакль изобилует смешными сценами и хорошим юмором. Несмотря на продолжительность в три часа смотрится легко, одним взглядом. Так же Скарына болтающий по мобильному телефону и с которого 15-го столетия требуют московскую регистрацию, доставит удовольствие и молодежи. Но, несмотря на такие юмористические элементы – спектакль поставлен на основании исторических сведений.
3. Минский театр юного зрителя. Молодой коллектив еще раз постарался переосмыслить самую знаковую белорусскую повесть Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха». Это романтический и одновременно мистический триллер, но это и историческая драма, которая перекликается с прошедшими временами. А также показывает полное разрушения служивого сословия Великого Княжества Литовского – шляхты. А также трагедии многих известных родов ВКЛ, у которых после многочисленных восстаний в 19 веке практически отобрали всё имущество, оставив умирать в разрушающихся замках, которые являлись майоратами и не могли быть конфискованы царской казной. Но всё это проходит на фоне большой любви, поэтому зритель не всегда так глубоко вникает в этот спектакль.
«Рогнеда» и «Витовт» — яркие примеры исторического балета
4. Большой театр оперы и балета Беларуси. Страсти(Рогнеда) – это первый исторический балет Беларуси. Он переносит зрителя в Полоцк в 10 веке, во времена правления Полоцким княжеством варяжского князя Рогволода, на дочери которого Рогнеде, возжелал жениться киевский князь Владимир.
История полна трагедии и любви и основана на реальных исторических событиях. На самом деле киевский князь Владимир Святой, убив отца и братьев Рогнеды, взял её в жены. И она даже родила ему сына Изяслава. Но Рогнеда всю жизнь помнила, каким образом она очутилась в Киеве и всегда ненавидела Владимира и даже пыталась его убить, за что и была сослана вместе с сыном, в специально выстроенный городок Изяславль (Заславль).
5. Еще одна яркая балетная постановка Большого театра оперы и балета Беларуси – балет «Витовт». Если в «Рогнеде» авторы старались следовать истории, то в Витовте, фантазия уже бьет ключом. Но в этом балете было важно показать основные действующие лица в ВКЛ в 14 столетье, нравы государства и его обычаи. И с этим яркий, красочный и масштабный балет Витовт отлично справляется. Хотя исторические детали в балете имеются и очень подробные. Например, здесь показано и убийство Великого Князя Литовского Кейстута и заточение князя Витовта в Кревском замке. А главное, балет хорошо раскрывает те противоречивые отношения, которые существовали между Ягайло и Витовтом. В этих отношениях не было места благородству и прощению. Это были взаимоотношения двух хищников, которые никогда не доверяли друг другу.
Белорусская историческая драматургия только начинает отсчет своего времени. Героических и трагических неизвестных тем из истории Беларуси хватит еще на несколько сотен плодотворных авторов. Главное суметь донести нужный эффект до каждого зрителя.