Конец 70-ых и 80-ые годы были настоящим «золотым веком» советской киноиндустрии, в которой значительную часть занимало кино про Великую Отечественную Войну. Эта тема в те годы по-прежнему была интересна зрителям, большинство из которых знали о войне не только из книжек и фильмов. Во времена хрущевской идеологической оттепели поменялись каноны сюжетов военных фильмов. Больше стало сниматься картин не про героизм партийных работников, а о тяжелом военном времени, которое делает людей менее человечными и более жестокими.
Самый страшный и правдивый фильм о войне
На «Беларусьфильме» к тому времени были сформированы большие фонды военной амуниции и военной техники, поэтому минская площадка использовалась режиссерами и других республик Советского Союза. Эта форма работы процветает и в нынешнем веке. Именно так был снят знаменитый по своей жестокости и натурализму, возможно, самый правдивый фильм о мерзости войны и геноциде мирного населения «Иди и смотри».
Сценарий белорусского писателя Алеся Адамовича был настолько спорным, что советское идеологическое руководство решило, что фильм должен сниматься самой мощной киностудией Советского Союза «Мосфильмом», а национальная киностудия Белорусской ССР была лишь соавтором. Но по привычке, оттого что большинство партизанских фильмов было снято в Минске, «Иди и смотри» стали называть белорусским, хотя фильм совместный. Из новых, самых известных фильмов, таким проектом является «Брестская крепость». В августе 2024 года, если сценарий пройдет научную экспертизу, в Брестской крепости начнутся съемки фильма по роману Бориса Васильева «В списках не значился».
Фильмы, воспитывающие патриотов
В 1971 году на «Беларусьфильме» снимается фильм «Полонез Огинского» ставший надолго примером патриотического кино для подростков. Снял его режиссер Лев Голуб, известный фильмом «Девочка ищет отца», который в год своего выхода стал одним из лидеров советского кинопроката. В «Полонезе Огинского» главным героем становится мальчик-скрипач. Он ходит по деревням Западной Белоруссии, где его крестьяне подкармливают за музыку.
Видя весь ужас оккупации , он начинает сотрудничать с партизанами и становится партизанским разведчиком. Во время одной из боевых операций напарника мальчика арестовывают немцы, а его самого спасает органист костела. После войны мальчик и органист, встречаются в Варшаве на конкурсе молодых исполнителей. Встреча в послевоенное время это очень типичный поворот сюжета для белорусских военных фильмов 70-80 – ых годов, причем встреча может происходить как с друзьями, так и с врагами или их потомками как в фильме «Белая земля».
Трагическое детство и военная юность
Например, в фильме «Зимородок», вышедшем на экраны в 1972 году, в котором снялись отец и сын Самойловы, ветеран, встретившись со школьниками, вспоминает своего боевого товарища, который был не намного старше, слушавших его учеников. Прозвище у него было — Зимородок и он, рискнув своей жизнью, подорвал стратегический мост, по которому осуществлялось снабжение немецкой армии. По сведения ветерана герой погиб. Школьники заинтересовались этим случаем и к своему удивлению и радости выяснили, что герой Зимородок не только остался жив, но и стал преподавателем. Герой-подрывник оказался их учителем биологии Сергеем Ивановичем.
В 1977 году на экраны выходит двухсерийный фильм «Черная береза», его снял на киностудии «Беларусьфильм». Его снял Народный артист БССР Виталий Четвериков, который уже снял популярные телевизионные многосерийные фильмы о войне «Руины стреляют» и «Пламя». Первый фильм до сих пор считается лучшей хроникой Минского подполья. В «Черной березе» действие разворачивается в 1941 году под Минском. Советский командир попадает в окружение, а чуть позже в партизанский отряд. У него сильная контузия и тяжелое ранение. Жизнь ему спасать женщина врач. За это её расстреливают в августе 1941 года. Спасенный ею командир после войны возвращается в места, где был в партизанах, находит оставшегося сиротой сына врача и усыновляет его.
На воспоминаниях основан еще один культовый белорусский фильм, который малоизвестен в других странах. Это снятый в 1983 году «Водитель автобуса». Водитель, который возит пассажиров по самому популярному маршруту Минск-Брест, вспоминает своё детство, проведенное в оккупации и в партизанском отряде, типичное детство для белорусского мальчика. Во время поездки в автобусе разворачивается настоящий детективный сюжет, и водитель встречает женщину, бывшего партизанского врача. В фильме «Водитель автобуса» отлично показано насколько глубоко в белорусах сидит война, несмотря на прошедшие три десятилетия. В фильме снялся еще молодой и только набирающий популярность Дмитрий Харатьян.
Проблема взаимоотношений в БССР, которая три года была под оккупацией хорошо показано в фильме «Возьму твою боль» В деревню, после отбывания срока в Магаданской области и работе на золотых рудниках, возвращается бывший полицай. Он считает, что за все свои военные грехи и так наказан, а сейчас имеет право жить в своё удовольствие, охраняемый советскими законами. Однако у односельчан есть свои претензии к палачу, из-за которого погибли их родственники.
Читайте также
- 11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)
- Военные фильмы об освобождении Беларуси
- Семь лучших военных белорусских многосерийных фильмов (1 часть)
- 5 необычных белорусских исторических фильмов
- Десять белорусских военных фильмов про партизан, которые необходимо посмотреть(часть 1)